Маркетинг в эпоху коронавируса
Содержание статьи
Вирус COVID-19 изменил жизни миллионов людей по всему миру. Это отразилось и на бизнесе, и на экономической ситуации во всех странах в целом. Некоторые компании смогли быстро сориентироваться в меняющихся обстоятельствах, но для других коронавирус принес немало убытков.
Мы проанализировали то, как разные компании выстраивают свои маркетинговые стратегии в новых реалиях, и собрали в одной статье основные тенденции.
Как бизнес отреагировал на пандемию?
Пандемия коронавируса привела к тому, что большая часть людей была вынуждена подвергнуть себя по своей воле или по распоряжению властей самоизоляции. Это привело к закрытию многих учреждений: кафе, бары, рестораны, музеи, театры и т.д.
В этих условиях первая реакция многих компаний — сокращение расходов или временное (а в некоторых случаях и полное!) закрытие бизнеса.
Другие компании наоборот перестраивают свою маркетинговую стратегию в целях адаптации к абсолютно новому миру. Например, организуют беспрецедентные акции. Так, известный производитель косметики Lush предлагает посетителям своих магазинов бесплатно помыть руки.
Рестораны и кафе переходят на доставку еды на дом, а Louis Vuitton решили запустить производство антисептиков.
Как видите, все по-разному реагируют на кризис, но есть основные тенденции, которые просматриваются в маркетинге на данный момент.
Снижение спроса на отдельные виды товаров и услуг
Отдельные ниши бизнеса особенно пострадали от последствий распространения коронавируса.
Кафе, рестораны и бары
Все просто – массовые собрания людей не поощряются в условиях пандемии. Люди не хотят рисковать, контактируя с другими посетителями и персоналом.
Сфера отдыха и туризма
Многие страны закрывают свои границы, в итоге большинство туристических направлений становится недоступно. Люди слишком озабочены текущей ситуацией и не торопятся планировать свой отпуск.
Гостиничное дело и сервисы бронирования средств размещения
Проблемы в этой сфере напрямую связаны с пошатнувшейся ситуацией в области туризма.
Развлечения (в том числе спорт) и организация мероприятий
Причина одна – отказ большинства людей посещать общественные места из-за боязни заразиться.
Реклама
Многие компании в условиях кризиса решают снизить свои расходы, и в первую очередь это касается рекламы.
Сфера образования
Реализовывать образовательные услуги теперь возможно только в дистанционном формате.
Продажи по модели B2B
Пострадали отдельные направления, связанные с указанными выше секторами. Например, доставка продуктов в детские сады и школы, товаров для ресторанов и т. д.
Есть трудности с разработкой новой маркетинговой стратегии? Обращайтесь в CLEVER marketing: раскрутим соцсети, сайт, любую услугу или продукт!
И этот перечень будет расширяться. Пандемия коснулась как крупных компаний, так и малого бизнеса. И это не единственная проблема, с которой они сталкиваются.
Переход сотрудников на удаленную работу
После признания коронавируса пандемией компании стали частично или полностью переводить сотрудников на режим удаленной работы. Так сделали мировые гиганты – Apple, Google, Twitter, Uber, Facebook и Amazon. Офисы закрывают и работодатели в странах Персидского залива.
С приходом вируса отечественным компаниям также придется двигаться в этом направлении. И вопрос состоит в том, насколько эффективной будет работа из дома. Подобная организация труда имеет особенности:
- Необходимость сотруднику самостоятельно оборудовать свое рабочее пространство.
- Режим работы – регламентированный, свободный, с установленными сроками выполнения определенного объема, с необходимостью посещать офис в редких случаях. Все это обсуждается с работодателем. Не все готовы полностью перейти на «удаленку», несмотря на пандемию.
- Отсутствие живого общения с коллегами. Для кого-то это может казаться плюсом, но социализация необходима всем.
Если будет четко разграничен режим отдыха и работы, организован тайм-менеджмент, удаленная деятельность может быть очень эффективной. Учеными был проведен ряд исследований, показывающих благоприятное влияние комфортных условий на производительность труда.
В любом случае после коронавируса и организации, и многие офисные работники возможно не захотят возвращаться к прежней модели, поняв преимущества дистанционного взаимодействия.
Безопасность — базовая ценность для потребителей
В новых условиях поменялись и базовые потребности людей. Теперь на первое место вышли собственная безопасность и здоровье своих близких.
Именно поэтому многие магазины и супермаркеты теперь особое внимание уделяют дезинфекции всех помещений и созданию благоприятных условий труда для работников и совершения покупок — для посетителей. Например, сеть гипермаркетов “Лента” начала устанавливать защитные экраны на кассах, а также наклеивать стикеры на пол около них, чтобы люди соблюдали дистанцию в очереди.
ЗОЖ в тренде
Еще один тренд в условиях завоевывающего мир коронавируса – здоровый образ жизни и все, что с ним связано. Стали популярны различные детокс-диеты, очистительные процедуры.
Информационные ресурсы активно тиражируют статьи о симптомах коронавируса и о том, какие продукты нужно есть, чтобы укрепить свой иммунитет.
Лишним будет говорить о том, насколько вырос ажиотажный спрос на медицинские маски, антисептики для рук, противовирусные и иммуномодулирующие препараты.
Кто виноват и что делать?
Рассуждать о том, как такое могло произойти, не приходится – это факт, с которым следует мириться. И многие бизнесмены принимают решение сократить расходы на маркетинг и дождаться лучшего времени. Так, Nike закрывает свои магазины в США на время пандемии, обязуясь выплачивать сотрудникам вознаграждение за вынужденные каникулы.
Такая стратегия во многом ошибочна. Ведь рано или поздно пандемия закончится, и те, кто смог адаптироваться к новым условиям, вырвутся вперед, а остальные либо останутся позади, либо вовсе не смогут выйти из кризисной ситуации.
Есть исследования, согласно которым компании, увеличившие свои расходы на маркетинг в период спада спроса, смогли получить большую прибыль после того, как он закончился. Потери же их были минимальными либо их не было вовсе.
Что можно предпринять?
- Заняться сайтом компании: перестроить навигацию, исправить все технические неполадки, полностью сменить дизайн, разработать новую или мобильную версию.
- Разработать мобильное приложение или заняться продвижением существующего. Ведь тенденция mobile-first будет актуальна и в 2021 году.
- Обратить внимание на свои социальные сети: поменять концепцию дизайна, навигацию, контентную стратегию.
- Сфокусироваться на привлечении и удержании аудитории различными программами лояльности, акциями. Например, российский онлайн-кинотеатр Premier предоставил пользователям бесплатный доступ к контенту на период пандемии.
- Использовать это время для улучшения производимой продукции. Когда кризис пройдет, высокое качество в сочетании с прежней ценой выделит компанию на фоне конкурентов.
- Перевыполнить контент-план на месяцы вперед, чтобы затем войти на ослабленный рынок с этим полезным багажом. В обычное время до этого не доходят руки, но сейчас появилась возможность поработать в таком направлении.
Итог: не стоит полностью отказываться от продвижения в условиях сложившегося кризиса. Да, придется скорректировать модель организации труда персонала, планы по маркетингу и бизнес-стратегии. Но это не конец, а удачная возможность! А если у вас есть сложности с разработкой конкретных мер, то вы всегда можете обратиться к специалистам CLEVER marketing.