Маркетинг в эпоху коронавируса

Вирус COVID-19 изменил жизни миллионов людей по всему миру. Это отразилось и на бизнесе, и на экономической ситуации во всех странах в целом. Некоторые компании смогли быстро сориентироваться в меняющихся обстоятельствах, но для других коронавирус принес немало убытков.

Мы проанализировали то, как разные компании выстраивают свои маркетинговые стратегии в новых реалиях, и собрали в одной статье основные тенденции.

Как бизнес отреагировал на пандемию?

Пандемия коронавируса привела к тому, что большая часть людей была вынуждена подвергнуть себя по своей воле или по распоряжению властей самоизоляции. Это привело к закрытию многих учреждений: кафе, бары, рестораны, музеи, театры и т.д.

В этих условиях первая реакция многих компаний — сокращение расходов или временное (а в некоторых случаях и полное!) закрытие бизнеса.

Другие компании наоборот перестраивают свою маркетинговую стратегию в целях адаптации к абсолютно новому миру. Например, организуют беспрецедентные акции. Так, известный производитель косметики Lush предлагает посетителям своих магазинов бесплатно помыть руки.

Рестораны и кафе переходят на доставку еды на дом, а Louis Vuitton решили запустить производство антисептиков.

Как видите, все по-разному реагируют на кризис, но есть основные тенденции, которые просматриваются в маркетинге на данный момент.

Снижение спроса на отдельные виды товаров и услуг

Отдельные ниши бизнеса особенно пострадали от последствий распространения коронавируса.

Кафе, рестораны и бары

Все просто – массовые собрания людей не поощряются в условиях пандемии. Люди не хотят рисковать, контактируя с другими посетителями и персоналом.

Сфера отдыха и туризма

Многие страны закрывают свои границы, в итоге большинство туристических направлений становится недоступно. Люди слишком озабочены текущей ситуацией и не торопятся планировать свой отпуск.

Гостиничное дело и сервисы бронирования средств размещения

Проблемы в этой сфере напрямую связаны с пошатнувшейся ситуацией в области туризма.

Развлечения (в том числе спорт) и организация мероприятий

Причина одна – отказ большинства людей посещать общественные места из-за боязни заразиться.

Реклама

Многие компании в условиях кризиса решают снизить свои расходы, и в первую очередь это касается рекламы.

Сфера образования

Реализовывать образовательные услуги теперь возможно только в дистанционном формате.

Продажи по модели B2B

Пострадали отдельные направления, связанные с указанными выше секторами. Например, доставка продуктов в детские сады и школы, товаров для ресторанов и т. д.

Есть трудности с разработкой новой маркетинговой стратегии? Обращайтесь в CLEVER marketing: раскрутим соцсети, сайт, любую услугу или продукт!

И этот перечень будет расширяться. Пандемия коснулась как крупных компаний, так и малого бизнеса. И это не единственная проблема, с которой они сталкиваются.

Переход сотрудников на удаленную работу

После признания коронавируса пандемией компании стали частично или полностью переводить сотрудников на режим удаленной работы. Так сделали мировые гиганты – Apple, Google, Twitter, Uber, Facebook и Amazon. Офисы закрывают и работодатели в странах Персидского залива.

С приходом вируса отечественным компаниям также придется двигаться в этом направлении. И вопрос состоит в том, насколько эффективной будет работа из дома. Подобная организация труда имеет особенности:

  1. Необходимость сотруднику самостоятельно оборудовать свое рабочее пространство.
  2. Режим работы – регламентированный, свободный, с установленными сроками выполнения определенного объема, с необходимостью посещать офис в редких случаях. Все это обсуждается с работодателем. Не все готовы полностью перейти на «удаленку», несмотря на пандемию.
  3. Отсутствие живого общения с коллегами. Для кого-то это может казаться плюсом, но социализация необходима всем.

Если будет четко разграничен режим отдыха и работы, организован тайм-менеджмент, удаленная деятельность может быть очень эффективной. Учеными был проведен ряд исследований, показывающих благоприятное влияние комфортных условий на производительность труда.

В любом случае после коронавируса и организации, и многие офисные работники возможно не захотят возвращаться к прежней модели, поняв преимущества дистанционного взаимодействия.

Безопасность — базовая ценность для потребителей

В новых условиях поменялись и базовые потребности людей. Теперь на первое место вышли собственная безопасность и здоровье своих близких.

Именно поэтому многие магазины и супермаркеты теперь особое внимание уделяют дезинфекции всех помещений и созданию благоприятных условий труда для работников и совершения покупок — для посетителей. Например, сеть гипермаркетов “Лента” начала устанавливать защитные экраны на кассах, а также наклеивать стикеры на пол около них, чтобы люди соблюдали дистанцию в очереди.

ЗОЖ в тренде

Еще один тренд в условиях завоевывающего мир коронавируса – здоровый образ жизни и все, что с ним связано. Стали популярны различные детокс-диеты, очистительные процедуры.

Информационные ресурсы активно тиражируют статьи о симптомах коронавируса и о том, какие продукты нужно есть, чтобы укрепить свой иммунитет.

Лишним будет говорить о том, насколько вырос ажиотажный спрос на медицинские маски, антисептики для рук, противовирусные и иммуномодулирующие препараты.

Кто виноват и что делать?

Рассуждать о том, как такое могло произойти, не приходится – это факт, с которым следует мириться. И многие бизнесмены принимают решение сократить расходы на маркетинг и дождаться лучшего времени. Так, Nike закрывает свои магазины в США на время пандемии, обязуясь выплачивать сотрудникам вознаграждение за вынужденные каникулы.

Такая стратегия во многом ошибочна. Ведь рано или поздно пандемия закончится, и те, кто смог адаптироваться к новым условиям, вырвутся вперед, а остальные либо останутся позади, либо вовсе не смогут выйти из кризисной ситуации.

Есть исследования, согласно которым компании, увеличившие свои расходы на маркетинг в период спада спроса, смогли получить большую прибыль после того, как он закончился. Потери же их были минимальными либо их не было вовсе.

Что можно предпринять?

  1. Заняться сайтом компании: перестроить навигацию, исправить все технические неполадки, полностью сменить дизайн, разработать новую или мобильную версию.
  2. Разработать мобильное приложение или заняться продвижением существующего. Ведь тенденция mobile-first будет актуальна и в 2021 году.
  3. Обратить внимание на свои социальные сети: поменять концепцию дизайна, навигацию, контентную стратегию.
  4. Сфокусироваться на привлечении и удержании аудитории различными программами лояльности, акциями. Например, российский онлайн-кинотеатр Premier предоставил пользователям бесплатный доступ к контенту на период пандемии.
  5. Использовать это время для улучшения производимой продукции. Когда кризис пройдет, высокое качество в сочетании с прежней ценой выделит компанию на фоне конкурентов.
  6. Перевыполнить контент-план на месяцы вперед, чтобы затем войти на ослабленный рынок с этим полезным багажом. В обычное время до этого не доходят руки, но сейчас появилась возможность поработать в таком направлении.

Итог: не стоит полностью отказываться от продвижения в условиях сложившегося кризиса. Да, придется скорректировать модель организации труда персонала, планы по маркетингу и бизнес-стратегии. Но это не конец, а удачная возможность! А если у вас есть сложности с разработкой конкретных мер, то вы всегда можете обратиться к специалистам CLEVER marketing.

ГЕОГРАФИЯ

Рассчитать смету на проект

ЗАПОЛНИ АНКЕТУ и получи работу, которую давно искал!

+