Как изменилось поведение потребителей в связи с пандемией в ритейл сетях
Содержание статьи
В мае 2020 года компанией Criteo было проведено исследование, которое изучало влияние пандемии на поведение потребителей. В опросе участвовали люди из 12 стран (Россия – в их числе). Общее количество опрошенных – 13,5 тысяч человек. 54 % опрошенных за период действия ограничительных мер открыли для себя шопинг в интернете.
Потребительское поведение изменилось, и ритейл сетям необходимо этот факт учитывать. Но какие конкретно изменения произошли, и насколько они повлияли на работу бизнеса? Появились ли новые веяния, которые следует взять на вооружение? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье.
Какие изменения произошли в поведении потребителей
До марта 2020 года люди не думали о масках и социальной дистанции. Казалась фантастикой сама идея карантина. Сейчас все изменилось. Ограничительные меры повлияли как на покупательскую способность (денег у населения стало меньше), так и на поведение потребителей.
Перечислим основные изменения:
- Стала популярна доставка товаров на дом. Пандемия показала: онлайн-заказ не только безопасен (если говорить о коронавирусе), но и экономит время.
- На первое место у потребителей вышло соотношение цены и ценности товара. Спонтанных покупок меньше. Люди готовы платить за то, что считают полезным.
- Внимание к здоровью и товарам, помогающим его укреплять, выросло. Сейчас ценятся экологичность, забота о потребителе.
- Больше внимание уделяется скидкам, промоакциям. Люди охотнее покупают товар, если цена снижена. При этом потребители чаще отслеживают акции и скидки через интернет и мобильные приложения.
- Спрос на непродовольственные товары снизился. Под удар попали электротовары, одежда/обувь, офисное оборудование и канцелярия.
Эти изменения – вынужденные. 70% респондентов отметили, что хотели бы вернуться к покупкам в прежнем оффлайн-формате.
Как это повлияло на работу крупных сетей
Если бизнес смогу вовремя перестроиться, успел пересмотреть ценообразование, он продолжил работать в новых условиях. Сейчас важно ориентироваться на то, что действительно ценно, например, на товары повседневного спроса.
Все, что «дорого-богато», отошло на второй план. Такие товары покупают, но значительно реже. Сегодня особенно важно уделять внимание развитию ритейл сети в онлайн формате и не забывать про доставку продуктов на дом. Торговые марки регулярно устраивают розыгрыши и конкурсы, чтобы повышать лояльность потенциальных покупателей в интернете.
Что еще нужно брать на вооружение
Кризис рано или поздно закончится. Важно вынести из него полезное: то, что поможет ритейл-сети активно развиваться. Ключевые моменты, на которые стоит обратить внимание:
- необходимо следить за изменениями интересов потребителей и вовремя реагировать на смену приоритетов;
- рекомендуется активно развивать собственные торговые марки, прорабатывать стратегию их продвижения для грамотной отстройки от конкурентов;
- как выше отмечалось, людям удобно покупать продукты через мобильные приложения, поэтому в развитие этой части бизнеса стоит вкладываться (необходимо создавать и продвигать собственные сервисы покупки и доставки товаров из ритейл-сети).
Как продвигаться ритейл-сетям в период пандемии
Значит ли все вышесказанное, что продвигаться сегодня не нужно? Отнюдь. Продвигаться нужно, но с помощью немного измененного набора инструментов.
Например, можно использовать следующие инструменты:
- семплинг (раздача бесплатных пробных образцов продукции);
- ко-пакинг (продажа промонаборов);
- подарок за покупку;
- акции с чеками или купонами (с промосайтом и без него);
- мерчандайзинг и оформление дополнительных мест продаж (ДМП);
- онлайн-акции и продвижение бизнеса в интернете (например, SMM, таргетинг).
Эти услуги – не просто слова в маркетинговом искусстве. Они помогают повысить продажи, увеличить узнаваемость бренда. Конечно, при условии, что их внедряют профессионалы.
Заключение
Пандемия нужно пережить, и лучше – с минимальными потерями. Поэтому важно знать, как изменилось поведение потребителей: выросла популярность онлайн-покупок, люди стали больше экономить и следить за акциями и скидками.
Удержаться на плаву сможет та ритейл-сеть, у которой получилось быстро адаптироваться и выстроить стратегию дальнейшего развития в соответствии с реальной ситуацией.