Как вычислить недобросовестного подрядчика в сфере digital

3 года назад

Если почитать профильные паблики агентств и фрилансеров, можно оглохнуть от криков души некоторых диджитал-подрядчиков. И клиенты-то у них плохие, и платить не хотят, и правками мучают, а они светлые человечки и все делают правильно.

Не спорим, так иногда бывает. Однако, если выслушать вторую сторону — тех самых клиентов, может оказаться, что исполнители сами виноваты: срывают сроки, игнорируют пожелания, наконец, просто некомпетентны в своем деле. Часто неприятная правда выясняется уже в процессе работы, и смена подрядчика грозит компании неустойками, выжженными нервами и потерей денег.

Специалисты тендерной площадки Workspace рассказали, как вычислить недобросовестного или некомпетентного подрядчика еще до заключения договора.

8 советов по поиску подрядчика

Итак, вы нашли агентство или фрилансера и собираетесь дать ему задачу: заказать контекстную рекламу, разработать сайт, вести соцсети, писать статьи для блога. Задачи могут быть разными, важно понять, справится ли подрядчик с ними.

1. Пробейте подрядчика в поисковике

Просто забейте название агентства или имя-фамилию фрилансера в поисковик и почитайте отзывы: и положительные, и отрицательные. Положительные отзывы помогут понять многое о подрядчике, его стиле работы. Отрицательные отзывы говорят сами за себя: обычно люди не стесняются в выражениях и рассказывают, что накипело.

Конечно, есть шанс, что негатив заказали конкуренты или подрядчик накосячил всего один раз, а так работает неплохо. В конце концов, все мы ошибаемся, и в вашей практике тоже наверняка найдутся недовольные клиенты. Но если отрицательных отзывов много и в них четко прослеживается одна и та же тенденция (например, у сайтов разработчика всегда отвратительный дизайн, фрилансер регулярно срывает сроки и т.д.), лучше не связываться.

Чтобы быть уверенными, что отзывы достоверные, а не заказные, смотрите их не на сайте и личной странице исполнителя, а на сторонних источниках и независимых площадках, где их нельзя удалить. Например, в профилях агентств на Workspace публикуются отзывы и оценки только от реальных заказчиков, которые уже сотрудничали с этим подрядчиком.

Пример реального отзыва

2. Изучите сайт агентства

Или сайт фрилансера, или его профиль в соцсетях. Начните с простого: посмотрите, насколько самопрезентация подрядчика соответствует тому, что он предлагает. Например, если агентство позиционирует себя как профессионалов в контент-маркетинге, а тексты на сайте кишат ошибками — все ясно, дальше можно не смотреть. Сапожники без сапог в бизнесе не котируются.

Далее обратите внимание на УТП: как именно позиционирует себя исполнитель. Если делает упор на конкретную сферу — например, контент-агентство или агентство BTL, уже лучше. Если специализируется на узкой нише, а вам именно она и нужна — вообще идеально. Например, вам нужны кейсы для бизнеса и вы нашли контент-агентство, которое специализируется на сторителлинге и бизнес-журналистике. Или вам нужны иллюстрации для сайта в стиле аниме — ищите специалиста, который собаку съел на этом стиле:

Таких специалистов можно найти даже в соцсетях

3. Посмотрите портфолио и кейсы

У любого подрядчика — будь то фрилансер или агентство — должно быть хотя бы минимальное портфолио. Даже новички на биржах создают портфолио из первых же своих работ, чтобы показать клиенту. Если вам говорят, что все проекты под NDA, это сомнительно: хоть что-то да должно быть в открытом доступе.

Далее смотрите, есть ли в портфолио работы конкретно по вашей сфере. Например, если вам нужна разработка сайта медицинской клиники, ищите тех, кто уже делал сайты для других медучреждений. Они понимают специфику отрасли, изучали ранее медицинские сайты и могут предложить конкретные решения.

И, конечно, обратите внимание на кейсы с описанием того, как исполнитель работал над тем или иным проектом и каких результатов добился. Это сэкономит вам время на дальнейшие расспросы и переговоры.

В хорошем кейсе описаны цели и задачи
Этапы реализации этих задач
И результаты, которые получил заказчик

4. Фильтруйте предложения

Иногда недобросовестные подрядчики предлагают клиенту как можно больше услуг, желательно самых дорогих. При этом они даже не вникают в истинные пожелания заказчика, думая только о собственной выгоде. Например, вам нужен простой лендинг — вам стараются навязать супернавороченный сайт и мобильное предложение в придачу.

С такими подрядчиками вам явно не по пути: они думают только о деньгах, а не стремятся помочь клиенту. Исключение составляют случаи, когда заказчик сам не в теме или глубоко заблуждается. Например, хочет заказывать тексты для блога на бирже, чтобы сэкономить. В этом случае агентство или фрилансер должны объяснить, что лучше 2 текста в месяц, но крутых и экспертных, чем 20 корявых и непродающих.

5. Изучите коммерческое предложение

КП ни к чему не обязывает клиента: совсем не факт, что потом он заключит с подрядчиком договор. Так думают многие агентства и фрилансеры, и относятся к составлению КП, мягко скажем, на отвяжись. Например, присылают шаблонную «рыбу», не подгоняя конкретно под ваш случай.

Надежный исполнитель всегда хотя бы немного изучит бизнес клиента, проведет маркетинговый анализ и выкатит решения конкретно для вас. Да, это требует временных затрат, да, это не гарантирует заключение договора, но такой подход вызывает уважение. Это значит, что подрядчик заинтересован в сотрудничестве и вполне вероятно, будет работать с той же самоотдачей.

6. Уточните цену

Любая цена должна быть обоснована. Если у вас масштабный проект, исполнителю лучше обозначить стоимость услуг за каждый этап работы, чтобы вы как клиент понимали, за что конкретно платите деньги. Также допустимо договориться о фиксированной оплате за месяц или выборе тарифа в зависимости от количества активностей:

Несколько тарифов на выбор

Если подрядчик люто демпингует, лучше бежать от него подальше. Или у него совсем нет заказов и он хватается за все, чтобы выжить, или там конвейер: клиентов заманивают дешевыми расценками и продукт выдают соответствующий, конвейерный. Или что-то другое: если знаете, напишите в комментариях!

7. Спросите о брифе

Если подрядчик даже не намекает на то, что надо бы заполнить бриф — это тревожный звоночек. Без брифа нереально начать работу над более или менее крупным проектом, это все равно что палить из пушки по воробьям. Любой хороший исполнитель, берясь на разработку сайта, SMM- и SEO-продвижение, контент-маркетинг, вынет всю душу из клиента, задавая конкретные вопросы о продукте / услуге, ЦА, конкурентах, о бизнесе в целом.

Это не прихоть — бриф нужен, чтобы создать не шаблонный проект, а индивидуальный штучный продукт конкретно под вашу задачу. Да и вам как клиенту не помешает ответить на вопросы: порой вдумчивые размышления кардинально меняют исходную цель и задачи и помогают понять о своем бизнесе новое.

8. Пообщайтесь лично

Многое о манере общения можно понять даже по тому, как подрядчик отвечает на комментарии в соцсетях или о чем пишет на своих страницах. Если все кругом плохие, клиенты злобные, а он один д’Артаньян — это уже сформированная позиция, такого не перевоспитаешь. Скорее всего, вы тоже попадаете в разряд злобных и о вас будут писать гневные простыни.

Еще больше об исполнителе можно понять при личном общении: хотя бы по телефону или Skype. Спросите прямо о том, как будет проходить работа, как подрядчик поможет вашему бизнесу, какие дает гарантии. Если отвечает расплывчато, лучше поискать другого. Он либо новичок, который сам толком не знает специфику работы, либо не утруждался подготовкой к разговору.

Совет самым смелым: попробуйте задать неудобные вопросы, как на собеседовании, и следите за реакцией (только не перегибайте палку, а то даже адекватный подрядчик может обидеться). Например, назовите самую плохую свою работу и расскажите, почему так вышло. Или спросите, что вы будете делать, если не сможете выполнить задачу? Да, это сурово, но если вы все же начнете плотно работать, неизбежно будут напряженные моменты, и лучше выяснить на берегу, как ведет себя подрядчик в критических ситуациях. Если хамит в ответ на критику, тут вообще все ясно — как минимум с воспитанностью и умением вести диалог.

Ну и конечно, положитесь на свою интуицию. Если общение с подрядчиком напрягает чисто по-человечески — пожалейте себя, не связывайтесь.

Подведем итог

  1. Пробейте подрядчика в поисковых системах.
  2. Изучите его сайт и соцсети, как личные, так и рабочие.
  3. Посмотрите портфолио и кейсы.
  4. Фильтруйте предложения, стойте на своем.
  5. Изучите коммерческое предложение.
  6. Уточните цену, спросите ее обоснование.
  7. Узнайте, будет ли бриф.
  8. Пообщайтесь с подрядчиком лично.

Удачи в поисках заказчиков и плодотворного сотрудничества!

Как выбрать digital-подрядчика с помощью тендера: советы для бизнеса
Как выбрать digital-подрядчика с помощью тендера: советы для бизнеса
Тендер - конкурс между компаниями-исполнителями, по итогу которого подрядчик выберет одну фирму, с которой будет заключен договор. В статье расскажем, как правильно организовать тендер и по каким принципам выбирать победителя.
09.12.2020
Интеграция BTL и Digital
Интеграция BTL и Digital
В статье рассмотрим основные BTL и DIGITAL механики, а также расскажем, как можно совмещать методики из двух совершенно разных направлений, чтобы достичь поставленной цели в продвижении компании.
16.07.2021
Эффективное поисковое продвижение сайта
Эффективное поисковое продвижение сайта
Если вы не имеете опыта в продвижении сайта с нуля, то лучше всего будет обраться к профессионалам своего дела. Маркетинговое агентство "CLEVER marketing" оказывает услуги по SEO-оптимизации и выводу сайтов на первые строки в поисковиках.
14.07.2021

    Связаться с нами

    Реализованные нами проекты

    География работ

    GEOGRAPHY
    Северо-Кавказский федеральный округ
    7 городов

    Нужна консультация?

      Спасибо!
      Ваша заявка принята, менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

        Задайте вопрос
        Пожалуйста введите некоторые данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

          Обратный звонок
          Пожалуйста введите ваш телефон и мы свяжемся с вами в ближайшее время
          Спасибо!
          Ваша заявка принята, менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.