Маркетинг и продажи: есть ли разница?
Существует мнение, что маркетинг и продажи – понятия идентичные. Это грубая ошибка. Такой подход к развитию бизнеса может привести любое дело в тупик. Нужно понимать разницу, чтобы добиться результата. Сегодня мы поговорим об этих понятиях и разберем, в чем между ними заключается разница.
В чем разница?
Успех продукта на рынке определяют два ключевых блока – маркетинг и продажи. При грамотном видении бизнеса они взаимодействуют, но не конкурируют.
Очень интересно описал разницу между ними Элияху Голдратт – писатель и исследователь. Он метафорично сравнил клиентов с утками, а продажи с охотой. По его представлению, маркетинг должен предоставить охотнику снаряжение и обеспечить наличие уток, а задача охотника (менеджера) в них попасть – это уже продажи.
Маркетинг выступает в качестве оружия продаж. Он диктует правила рыночной гонки. А продажи – это процесс получения выгоды от участия в таком «соревновании».
Определения на первый взгляд могут показаться слишком поэтичными, но они помогают понять саму суть отличия и прямую зависимость одного от другого.
Что важнее?
Что выбрать? Оба варианта. Маркетинг поддерживает продажи, открывает путь к клиенту. Ведь продвижение продукта – это не только реклама по телевизору, а совокупность приемов и нестандартных решений. Маркетинг вызывает у потребителей желание купить, следит за настроениями и предпочтениями целевой аудитории. Но он не продает, а всего лишь предлагает.
Управление продажами – это тоже коммуникация с аудиторией, но ее целью не является рассказать о продукте, показать его положительные стороны или привлечь внимание. Это конкретные действия, направленные на повышение прибыли.
Поэтому нет смысла отделять одно от другого. Это два кита, на которых держится любой бизнес.
Два в одном
Если в компании один человек совмещает функции специалиста по управлению продажами и маркетолога, то в большинстве случаев ни к чему хорошему это не приводит.
Да, сейчас много универсальных специалистов, которые умеют качественно делать несколько дел одновременно. Но продажи, как и маркетинг требуют глубокого «погружения» в процесс. От такого совмещения скорее получится «винегрет», чем результат.
Грамотный союз двух специалистов, которые хорошо разбираются в своей нише – вот, идеальный вариант для получения качественных показателей в области продвижения и роста бизнеса. О таком мечтают все руководители.
Некоторые руководители сетуют на то, что в одной компании два высококвалифицированных специалиста по маркетингу и управлению продажами – это роскошь, слишком высоки затраты. Такая позиция понятна. Но не стоит забывать об итоговом результате. Выгода становится очевидна, если спрогнозировать успех от одновременной работы двух профессионалов.
Помните, что определяет успех вашего бизнеса. Двигайтесь в правильном направлении.