Важные элементы и примеры геймификации в маркетинге

7 минут назад

Элементы геймификации в современное время настолько проникли в цифровое пространство и бизнес, что стали естественными и практически незаметными многих заданий. И компании, и блогеры пользуются игровыми приемами для достижения не игровых целей. С помощью геймификации легче проходят игры, обучение и переобучение, управление фирмой, представление бренда, продукта или товара аудитории посредством не только рекламы, вовлечение пользователей в интерактивный контент, проще достигается поставленная цель проекта или бизнеса, достигается повышение лидогенерации. Примеры, указанные в этой статье, стали ориентирами в маркетинге геймификации, хотя совсем не обязательно  они должны быть точно повторены. Каждый сайт и социальная сеть может делать свой, самый индивидуальный контент.

Геймификация — что это такое

Геймификация – это внесение элементов игры в рабочий, образовательный, развлекательный, бытовой процесс для решения задач и представления информации клиентам. Таким образом, достигается эмоциональная вовлеченность человека, повышается мотивация,  легче и быстрее достигаются поставленные цели бизнеса, на сайт привлекается целевая аудитория, реализуется программа развития бренда. Важно сделать работу так, чтобы пользователи или покупатели получали баллы, бонусы и призы, которые будут мотивировать.

Геймификация - что это такое

Геймификация в маркетинге продвигает бренд, увеличивает конверсию, лояльность, позволяет повысить продажи в сети. В учебном процессе благодаря механикам игры, в результате, можно сделать более полезным, интересным и запоминающимся даже сухой и скучный материал, сложные вопросы и примеры, любой сайт. Это позволяет вовлечь пользователя, вызвать эмоции, повысить активность.

Поскольку цели перед создателями системы игрового контента ставятся на разных уровнях сложности бизнеса, то и способы их достижения тоже разные. В некоторых случаях достаточно внедрения буквально нескольких элементов из какой-либо известной игры или дать возможность получить дополнительный балл, а в других это механика многоуровневых разработок с приятными бонусами на каждом уровне. Что именно делать, можно понять, выстроив целевую маркетинговую стратегию для реализации продукта.

По каким признакам можно определить, что компании требуется продвижение с помощью программы геймификации? На первом месте стоит снижение мотивации у сотрудников. Если стали наблюдаться так называемые засыпание работников, потребителей, подписчиков, следует ввести свежую струю в виде игры, соревнования с призами, используя новые методы продвижения. Руководству бизнеса следует продумать маркетинговую стратегию по введению интересных задач, элементов креативности в обычные действия сотрудников. Рутинные процессы в деятельности фирмы, слабую воронку продаж в маркетинге нужно оптимизировать, менять и вытаскивать ситуацию из серого фона с помощью геймификации, используя простые примеры элементов игры.

Элементы геймификации

Геймификация состоит из последовательно выстроенных элементов игры. Всё начинается с правильно определенной мотивации и взаимодействий. На основе интересного контента пользователю аудитории предлагается получить статус и уважение, показать примеры эрудиции, делать себе статус. За достигнутый результат и прохождение уровней игроку полагается награда, а бренду — повышение лояльности бизнеса, социальная сеть набирает популярность.

Процесс игры в маркетинге строится из следующих элементов:

  • Игровая механика – иерархия уровней, которые проходят участники. Разработчики геймификации продумывают, как называются уровни, какие проблемы могут возникнуть при их прохождении, какие призы получат прошедшие уровень игроки. Призы совсем не обязательно должны быть платными. В качестве награды может быть право купить кофе или ланч без очереди на обеденном перерыве, оригинальные значки и т. п. Участники стремятся к такому статусу, оплачивая свое место в игре. Виртуальные взаимодействия происходят через сайт, программа которых предполагает игру, добавляя балл за баллом и тем самым бренд увеличивает свою лояльность.
  • Простые правила участия – важно, чтобы участник не запутался в сложных правилах еще даже не начав играть. Хорошо, когда правила усложняются по мере прохождения уровней. Еще лучше, когда правила игры подаются в интуитивно понятной форме, имеются подсказки и возможность переиграть ход, вновь посетив сеть.
  • Наличие конкуренции – соревновательный дух здорово подстегивает азарт, ведь все хотят быть лучшими. Пригласить игроков новых заданий можно через соцсети, через сайт или по корпоративным каналам  бизнеса. Так, Rebook, запустив игру The CrossFit Games, столкнула массу атлетов из разных стран. Игра интересна тем, что борьба из виртуального пространства перешла в реальное соревнование. Нужно сделать так, чтобы можно было использовать все доступные методы и механики — это очень выгодно для бизнеса и привлечения клиента.
  • Возможность достижения победы для каждого. Важно предусмотреть вариант геймификации, при котором застрявшей на каком-либо уровне игрок может купить или получить в качестве награды за какое-то действие бонус или скидки, которые помогут ему продвинуться. Ответвления от основной линии игры с призами и маленькими победами хорошо стимулируют участников к дальнейшей игре. Примеры успешного прохождения уровней у других игроков являются мотивацией к действию.
  • Участие на добровольной основе. Человек может сам выбрать подходящий ему режим из платных и бесплатных вариантов игры. Важно, чтобы вход в игру был бесплатным и несложным, хотя бы на какой-то определенный временной промежуток.
  • Возврат ушедших и поощрения за ежедневное участие. Всегда дешевле вернуть своего бывшего клиента, чем ввести новых пользователей.
  • Анализ данных и сквозная аналитика самый важный элемент геймификации. Поэтому маркетологи должны держать руку на пульсе игры – знать динамику входа-выхода, нахождение игроков на иерархической лестнице и воронке продаж. Эти данные помогут создать новые элементы мотивации и сделать интересные задания с дополнительными призами, стимулируя играть дальше.

Элементы геймификации

Задачи геймификации

Задачи геймификации сходны с задачами в видеоиграх. Привлечь и удержать новых пользователей, довести человека до промежуточной цели. Цели у компаний разные — продать, обучить, пройти регистрацию, презентовать сайт или курсы, простимулировать развиваться или подписаться на рассылку, провести повторные продажи, скидки, используя механику и технологию привлечения новых пользователей. Список целей, достигаемых с помощью формата геймификации весьма обширен, он не поместится на одной странице.

Важно! Стратегии маркетинга геймификации строятся на принципе сегментации по этапам “жизненного цикла клиента”, где учитывается, когда и сколько раз клиент пользовался услугами фирмы. В зависимости от этого нужно каждый год выстраивать линию взаимодействия  бизнеса с игроками.

Основной задачей геймификации является мотивация. Правильно выстроить мотивацию помогают четыре следующих элемента:

  1. Вознаграждение — самый важный элемент. Чтобы простимулировать человека сделать нужное действие для компании, его следует поддержать каким-либо вознаграждением, бонусом, промокодом, подарком. Например, в магазине обуви Кari вознаграждением является бесплатная третья пара обуви, начисление определенного числа бонусов за покупку, скидки в день рождения, возврат части денег от общей суммы покупки и прочие акции, ограниченные по времени проведения. Клиенты магазина стали более охотно приобретать обувь, зарабатывая этим дополнительный балл для приобретения продукта.
  2. Доступ к соревнованиям. Люди любят соревноваться. Борьба с конкурентами заложена у человека  в крови. Он всегда идет по пути к победе. Азарт, накал борьбы за призовое место и победа в итоге добавляют человеку драйва, выделение гормонов победителя — адреналина, дофамина и тестостерона. Эти слабости человека активно используются компаниями, которые предлагают возможность посоревноваться. Хорошо справляются с задачей создания духа соперничества публичные рейтинги пользователей. Текущий рейтинг может подняться до 10-15%, если пользователь будет готов дать ответ на вопрос, собрать игровые монетки, принять какое-то решения, не поленится написать комментарий на сто слов или заполнит анкету «О себе» и добавит фото (что реализовано в соцсети Вконтакте). Важно понимать, что такой подход отлично стимулирует. Например, многие готовы дать адрес своей почты, чтобы получать впоследствии рекламные письма, если получат за это что-то взамен.
  3. Достижения дают ощущение прогресса, роста, успеха и собственной значимости. Например, большое количество совершаемых пользователем действий сможет поднять его по уровню, добавляет очки, увеличивает процент скидки или предоставляет право на лояльность.  В качестве инструментов достижений у  бизнеса популярны, например, статусы, бейджи, бонусы, уровни. Нужно создавать и выбирать наиболее популярные предложения и примеры, гарантирующие максимальную эффективность.
  4. Обратная связь — желаемая всеми игроками реакция. Если в результате выполнения дела он сразу увидел повышение рейтинга, добился получения поощрения, больших игровых бонусов, денег или бейджа, у него подскакивает уровень дофамина, который стимулирует продолжать победоносную игру, выполнить план.

Задачи геймификации

Значит постоянно изменяющаяся цифровая реальность и появление геймификации диктуют введение новых общих методов поощрения для бизнеса. Если раньше хорошо работал метод кнута и пряника, то сейчас взрослые и дети нуждаются в методах с соревновательным компонентом.

Примеры

В качестве доказательства успешного применения геймификации в маркетинге можно привести следующие примеры:

Приложение Google Fit вовлекает людей в атмосферу здорового образа жизни через соревнование и общение с друг другом. Многие люди ненавидят кардиотренировки и связанные с ними ощущения, однако выполнять простые шаги в ежедневном режиме им по силам. Так, выполнив за день определенное количество шагов, можно оказаться в группе лидеров. Этот факт даёт возможность не откладывать тренировки на потом, а, например, стремиться к достижению поставленной цели здесь и сейчас. Таким образом, производители фитнес-браслетов и разработчики приложений используют простые элементы геймификации в реальной жизни, вовлекая в процесс людей в интересной игровой форме.

Nike разработала своё приложение для занятий спортом. Используя предложенный вариант геймификации, человек получал личные данные о сожженных калориях, пульсе, километраже, своем рейтинге. Механика мотивации здесь проста — победители получали различные бонусы от фирмы. Компания не только увеличила мотивацию людей к занятию здоровым образом жизни, но и  увеличила продажи за год.

Marriot — сеть отелей, в которую довольно трудно устроиться на работу. Руководство отеля ввело специальный увлекательный квест, через который соискатели знакомятся с компанией и сдают тесты. Дошедшие до высшего уровня гарантированно получают работу в этой престижной компании.

Примеры

Yota интересную игру Star Wars ввела для своих работников — три месяца сотрудники отдела продаж соревновались между собой в виде двух команд. Персонажи двух кланов должны были добывать оружие за счёт того, что происходили реальные продажи продукции компании. Коллектив значительно взбодрился, замотивировался и продажи увеличились естественным образом.

Интересно! Банк Тинькофф проводил игру между клиентами с главным призом миллион рублей. В течение месяца предлагалось выполнить семь заданий, связанных с платежными картами. В результате квеста количество транзакций за год увеличилось почти в половину благодаря геймификации.

Сервисы для геймификации

На данный момент существует множество сервисов, которые могут разработать, настроить  и внедрить геймификацию в различные сферы деловой жизни.  Использование подобной платформы позволяет вызвать активный интерес у потребителей, привлечь внимание. Вот некоторые из них:

  • Компания GameTrek занята тем, что разрабатывает креативные игровые решения для различных направлений бизнеса. Вовлечение в игру сотрудников компании и  клиентов, разработка мобильных приложений, промо-игр и веб-сервисов, происходящих в виртуальной реальности и порой выходящих за её пределы — конёк геймификации GameTrek.

Компания GameTrek

  • Duolingo — бесплатное приложение геймификации для самостоятельного изучения языков. С его помощью возможно выполнить и краудсорсинговые переводы.

Duolingo

  • Classcraft представляет собой образовательную онлайн-игру, вовлекающую учителей и учеников в конкретную ролевую модель поведения игровых персонажей.

Classcraft

  • POINTAGRAM — универсальное эффективное приложение, благодаря которому можно быстро геймифицировать деловые процессы, увеличить заинтересованность работников и клиентов, как уже было сказано выше. Часто предлагаются оригинальные соревновательные идеи, квизы, конкурсы, и даже своя социальная сеть.

POINTAGRAM

  • SoftServe. IT-компания не один год специализируется на изготовлении и поддержке программного обеспечения, которое необходимо компаниям, желающим внедрить геймификацию.

SoftServe

Важно помнить, что геймификация готова оптимизировать те процессы, которые уже созданы. Это не основа, а добавление игры к существующим взаимоотношениям как внутри компании, так и в отношениях с внешней аудиторией. Игрофикация в успешном бизнесе — это требование современного цифрового мира.

    Связаться с нами

      Задайте вопрос
      Пожалуйста введите некоторые данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

        Обратный звонок
        Пожалуйста введите ваш телефон и мы свяжемся с вами в ближайшее время
        Спасибо!
        Ваша заявка принята, менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.