Опрос населения

Опрос населенияМаркетинговые исследования сегодня – это довольно популярный метод изучения потребностей, желаний и вкусов целевой аудитории, легкий способов конкурентной разведки и отличное подспорье для реализации масштабной рекламной кампании. Польза маркетинговых исследований, будь то опрос населения на улицах города или экспертное интервью – доказана на практике, более того написано огромное количество статей, брошюр, книг о том, как провести эффективное маркетинговое исследование, какие методики существуют и в чем пользу и сущность исследований потребительского спроса и рынка товаров и услуг, как таковых.

Безусловно, повторяться и переливать воду из одного стакана в другой не хочется, ведь важно не только донести информацию до соискателей полезных советов, но и предоставить актуальные, значимые данные, которые пригодятся на практике, а не просто пополнят копилку чьих-то теоретических знаний. Поэтому сегодняшний наш разговор повернем в несколько ином направлении, чем обычно, и постараемся ответить на вопрос: как не нужно проводить маркетинговое исследование.  Дело в том, что даже небольшой опрос населения, например, с целью последующего продвижения местной компании, бренда или товара в своей локации (городе, регионе), может содержать в себе массу ошибок и неправильных действий со стороны организаторов, координаторов, интервьюеров. Такой поворот существенным образом влияет на итог проекта, то есть каждый шаг не в ту сторону снижает процент эффективности, а в некоторых случаях даже актуальности полученной информации. Чтобы избежать казусных и неприятных ситуаций, следует заранее позаботиться о том, как не следует работать и чего не нужно делать в случае, если вы взялись за опрос населения или реализацию любого другого вида маркетингового исследования.

Потребность в исследованиях

Конечно, информация – это ресурс, которого не бывает много. Современный человек в повседневной, личной или профессиональной жизни всегда нуждается в актуальных или полезных данных. Но, когда речь заходит о том, чтобы платить реальные деньги за получение тех или иных данных, тут уже стоит действительно задуматься, так ли они необходимы.

По роду своей деятельности маркетинговое агентство «Клевер» не раз сталкивалось с представителями рынка, которые не понимали и не могли объяснить, зачем им необходимо маркетинговое исследование рынка или опрос населения. Конечно, клиент всегда прав, если хочет исследование, то оно будет. Однако реальная потребность в той или иной информации для оптимизации процесса продвижения или улучшения своего положения на рынке присутствовать должна. За примерами далеко ходить не придется. Возьмем гипотетический завод по производству удобрений, который не испытывает затруднений на рынке, не имеет конкуренции в своем регионе и не хочет расширяться. Предмет исследования в данном случае не имеет целевую аудиторию широкого спектра, а производитель не стремится завоевать новые пласты лояльных потребителей, так как, по сути, круг потенциальных покупателей давно сформирован. Вот, и в таком случае спрашивается, зачем компании маркетинговое исследование или опрос населения? Ради спортивного интереса? Или чтобы убедиться в том, что число потребителей, партнеров и конкурентов не изменилось? Так для этого достаточно просто получить статистическую информацию и сделать выгрузку продаж, тратить дополнительные средства на организацию и реализацию маркетинговых исследований для этого не обязательно.

Весь парадокс заключается в том, что еще несколько лет назад на территории нашей страны маркетинговые исследования не были популярны, производители и продавцы обходили стороной мероприятия подобного рода, не желая тратить опрос населениядополнительные средства для получения информации. Сегодня ситуация коренным образом изменилось, можно смело говорить о том, что маркетинговые исследования (опрос населения, анкетирование потребителей и другие виды) стали модными. Как правило, молодые сотрудники маркетинговых отделов или фирмы, полагают, что рынок необходимо исследовать с определенной долей периодичности, причем, чем чаще, тем лучше. Конечно, отрицать тот факт, что маркетинговые исследования рынка могут быть полезными, нельзя, однако, приступать к деятельности подобного рода следует только в случае необходимости и конкретной цели. Маркетинговое исследования, что называется, просто так – ноль эффективности, никакого результата и зря потраченные средства. Кто-то может возразить, и сказать, что данные могут понадобиться в определенный момент, поэтому опрос населения априори не может быть бесполезным. Но хранить информацию о реалиях рынка – то же самое, что читать прошлогоднюю газету, актуальных данных найти в этих источниках невозможно.

Таким образом, подходим к самому первому постулату действенных и полезных исследований: не начинайте опрос населения, если его результат  не принесет пользы. Проверить необходимость в актуальных данных просто, для этого не нужно проводить специальных мероприятий. Представьте на минутку, что Вы становитесь счастливым обладателем неожиданной информации, изменится ли политика вашей компании в связи с этими данными? Если «нет», то и смысла в проведении масштабных исследований нет, приберегите свои средства, ведь ситуация рынка меняется очень часто, и вполне возможно, что в скором времени появится обоснованная потребность в проведении мероприятий подобной направленности.

Все обо всем

Определение понятия маркетинговое исследование рынка– достаточно широкое, которое включает в себя множество нюансов, приемов и инструментов (опрос населения, изучение потребностей и другое). Часто специалисты маркетингового агентства «Клевер» сталкиваются с такой проблемой: клиент хочет изучить рынок. Безусловно, стремление хорошее, однако, задача слишком размытая. Вы только на секундочку представьте, сколько компаний существует на сегодняшний день, то есть рынок – это понятие чрезвычайно широкое, причем увеличение его объемов происходит с завидным постоянством. Изучение рынка – это нескончаемый процесс, один этап сменит другой, одно исследование перерастет в другое, поэтому прежде чем ставить перед исполнителями такую задачу, как изучение рынка, подумайте для чего оно вам необходимо. Иными словами, формирование четкой цели оптимизирует процесс сбора данных, которые могут действительно пригодиться бизнесу. Правило довольно простое: хотите конкретный ответ – правильно задавайте вопрос.

опрос населенияСейчас в нашу сторону может кто-то попытаться кинуть камень, ведь такие понятия как «обзор» или «изучение» рынка действительно существуют, их применяют и они даже могут принести пользу. Но данные, полученные подобным путем, актуальны для тех, кто не разбирается в той или иной отрасли или сегменте рынка, и хочет развеять сомнения или просто понять, куда он вкладывает деньги. Как правило, исследования рынка реализуются для составления бизнес-плана, для подстраховки инвесторов или акционеров.

Если Вы не относитесь ни к тем, ни к другим, то четкая формулировка цели и задач маркетингового исследования – залог эффективной работы. Важно понимать, что так или иначе специалист будет изучать рынок, но ему нужно задать направление, чтобы способ продать быстрее или выгоднее, привлечь больше покупателей или изменить имидж компании был найден быстрее.

Для усвоения всего вышесказанного, следует привести пример. Итак, цель «изучение рынка молочных продуктов» — отличная тема для диссертации, но для маркетингового исследования такая формулировка не является направлением деятельности. Цель «изучение потребительских предпочтений на рынке молочной продукции» — лучше, но все еще размыто, так как объем информации чрезвычайно широк, на основе полученных данных можно будет реализовать тысячи эффективных рекламных кампаний. Цель «выявление неудовлетворенного спроса на рынке сметаны» — такой подход действительно оправдан, и производителям молочной продукции данного сегмента информация, полученная в результате опроса населения или конкурентной разведки, действительно пригодится в рамках планирования маркетинговой кампании.

Вывод: хотите эффективные, актуальные, а главное, полезные данные? Используйте для их получения более конкретный и точный запрос, который действительно отражает ваши реальные потребности. В том случае, если вы не понимаете, к чему стоит стремиться, в каком направлении двигаться и на что обратить внимание, то специалисты маркетингового агентства «Клевер» могут помочь с постановкой цели и задач маркетинговой активности, в частности исследований потребительского спроса или изучения рынка.

Магия цифр

Потребность, а также цели и задачи маркетингового исследования определены. Казалось бы, какие еще ошибки можно допустить при реализации проекта. Давайте подумаем над тем, что представляет собой результат деятельности, о которой идет повествование. Иными словами, в каком виде заказчик получает необходимую ему информацию. Если речь идет о количественных исследованиях (опрос населения, анкетирование и так далее), то мы имеем дело с цифрами.

Многие специалисты грешат тем, что полагают, чем больше цифр, тем лучше. Но не стоит забывать о высоких энерго и финансовых затратах, которые скрываются за большим объемом полученной информации, ведь даже небольшой опрос населения требует сил и денег. Но если данные станут действительно судьбоносными и смогут вывести компанию на новый уровень? Тогда ведь никаких финансов не жалко! Так- то оно так, но где гарантия, что большой объем информации – залог успеха? Ведь важно использовать полученную информацию с умом, а, вот нюанс, по типу занимает ваша компания 3,1 или 3,5 доли рынка не имеет существенных отличий. Таким образом, проводить скрупулезные замеры, собирать информацию по крупицам, опрашивать миллионы людей, чтобы получить более точные данные – нет необходимости. Более того, профессионалы отмечают, что, как правило, цифры играют второстепенную роль, в некоторых случаях достаточно категории «больше — меньше», чтобы понимать какой сегмент больше, и в каком направлении стоит осуществлять движение.

Нужна ли помощь?

Часто перед представителями рынка, которые применяют на практике маркетинговые исследования, как способ получения актуальных данных, встает вопрос: заказывать или реализовывать самостоятельно. У  новичков рынка дилеммы не возникает, так для проведения мероприятий подобной направленности необходимы профессиональные навыки, а, вот, для тех, кто не впервые сталкивается с такой деятельностью и ориентируется на опрос населения не только при организации рекламной кампании, ноопрос населения и других случаях, вопрос стоит остро.

По сути, проблема заключается не в том, сможет ли компания взять в свой штат специалиста, ответственного за маркетинговые исследования, который способен организовать опрос населения, а в том, насколько профессионально, быстро и эффективно будет реализована работа. В любом случае сэкономить на маркетологах, будь то помощь агентства, или самостоятельная работа, не получится, труд профессионалов сегодня ценится высоко. Поэтому, если вы не доверяете сторонней помощи, смело берите в свой штат специалиста, однако, не забывайте о том, что агентство обладает большими возможностями, так как специализируется на проведении маркетинговых исследований, знает специфику и нюансы работы, а более того обладает персоналом, который сможет осуществить все этапы маркетингового исследования.

Например, силами маркетингового агентства «Клевер» на территории нашей страны были разработаны и организованы исследования различной направленности, в том числе опрос населения, анкетирование, фокус-группа, экспертное интервью и другие приемы. Если Вы нуждаетесь в сторонней качественной поддержке, то обращайтесь за помощью к специалистам!

ГЕОГРАФИЯ

Рассчитать смету на проект

ЗАПОЛНИ АНКЕТУ и получи работу, которую давно искал!

+