Мерчандайзинг в аптеке
Один из самых надежных способов увеличить объем продаж в аптеке с помощью услуги мерчандайзинга — пригласить профессионалов. Но иметь представление о том, что такое мерчандайзинг в аптечной организации, нужно каждому сотруднику, работающему в этой сфере. Правильное размещение товаров в торговом зале ощутимо увеличит прибыль, сформирует устойчивую клиентскую базу и способствует привлечению новых покупателей.
Основные принципы мерчандайзинга в аптеке любого вида:
- не использовать термины, понятные только специалистам, в названии и описании товара;
- максимально поддерживать постоянный ассортимент в достаточных количествах;
- следить за наличием ценников и их соответствием текущим ценам на товары.
Остальные принципы выкладки товара в торговом зале будут отличаться в зависимости от того, к какой категории принадлежит аптека.
Аптечный супермаркет
Это сравнительно новый вид аптек, в котором используются и реализуются многие принципы обычного супермаркета. Возможность самостоятельно взять с открытой полки любой безрецептурный препарат может оказаться весьма привлекательной для покупателей.
Еще одна положительная черта такого устройства торгового зала – возможность размещать зоны сопутствующих товаров поблизости с целевыми и больше вариантов для демонстрации клиентам парафармацевтических препаратов и привлечения к ним внимания. К парафармацевтическим препаратам относятся БАДы, перевязочные средства, лечебная косметика, домашняя медтехника. То есть все, что так или иначе влияет на здоровье человека, но не является лицензированными лекарственными средствами. В настоящее время процент от выручки после продажи этих категорий товара в аптеках довольно велик, так что пренебрегать ими не стоит.
Правила мерчандайзинга в аптечной организации:
- Заполняя полки товаром, следует придерживаться правила золотой середины. С одной стороны, пустые пространства отпугивают покупателей, с другой — красивые симметричные композиции действуют точно так же. Например существует интересный прием выкладки, который позволяет искусственно создать эффект популярности товара, к которому нужно привлечь внимание. Для этого в рядах упаковок нужно сделать брешь, словно одну из них только что взяли с полки.
- Поскольку деятельность аптек контролируется законодательством, и отпуск некоторых препаратов осуществляется исключительно по рецепту, это тоже можно использовать. Не стоит размещать рецептурный отдел в начале магазина, такое расположение снизит вероятность дополнительных покупок. Лучше расположить его в глубине магазина так, чтоб по пути следования покупателя находились товары, которые обычно покупают спонтанно, стимулировать импульсные покупки посетителей.
- Если в здании аптеки есть второй этаж, стоит привлечь туда покупателей какими-то дополнительными услугами. Но размещать там товары, наиболее пользующиеся спросом у пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями, не нужно.
- Общий принцип мерчандайзинга, работающий и в аптеках — создание тематических групп продукции. То есть по близости с большой группой товаров одного назначения есть смысл сделать выкладку сопутствующих им товаров — это увеличит объем покупок.
- Согласно исследованиям, самые «продающие» полки — те, которые находятся справа от движения покупателя, на уровне его глаз. На них обычно делают выкладку брендовых и фокусных позиций. Недорогие препараты стоит выставить на нижних полках.
- Важный момент — указатели. Для организаций, располагающих большим торговым залом, это необходимая вещь. Они должны быть заметны,видны,и быть понятны покупателям, не знакомым с медицинской терминологией, но их дизайн не должен привлекать к себе слишком много внимания.
- Товары, покупка которых требует тщательного сравнения и обдумывания, нужно располагать так, чтобы остановившиеся покупатели не мешали проходу других. Невозможность спокойно сравнить характеристики интересующих вещей может заставить человека вообще отказаться от покупки.
- Если в аптеке активно продается линейка препаратов одного производителя, может быть целесообразно выставить их блоком. Это привлекает внимание проходящих мимо покупателей и увеличивает шанс дополнительных покупок.
- В зоне кассы можно разместить разнообразные мелкие ходовые товары, журналы.
- Так как аптеки рассматриваются покупателями как часть системы здравоохранения, в них особенно важна атмосфера, создаваемая внутри помещения. Это касается организаций любого типа, но в большей степени относится к аптечным супермаркетам из-за большей площади. Необходимо поддерживать идеальную чистоту в помещении, не допускать наличия на полках испачканного товара или товаров в поврежденных упаковках. Работники торгового зала должны выглядеть опрятно и по-деловому. Можно оживить интерьер ухоженными декоративными растениями.
- Аптечный супермаркет, как и любой другой магазин самообслуживания, ориентирован на предоставление возможности покупателю самостоятельно выбрать интересующий товар. Но это не отменяет необходимости наличия в зале хорошо информированных сотрудников, владеющих информацией о товаре.
Стандартная аптека
Более привычная форма реализации фармацевтических препаратов — размещение их в витринах и отсутствие к ним прямого доступа у покупателя. В некотором смысле, это более надежный вариант для аптеки. Так исключается приобретение покупателями неподходящих лекарств. Такая форма оборудования торгового зала безопаснее и для продавцов компании — лекарственные препараты как правило компактно упакованы, поэтому повышается возможность их кражи в магазинах самообслуживания.
Мерчандайзинг в аптечной организации такого типа давно и хорошо изучен. Но если вы не уверены в собственных силах, пригласите специалистов маркетингового агентства CLEVER marketing. Наши профессионалы помогут использовать пространство и элементы торгового зала наилучшим образом.
Некоторые тонкости выкладки в аптеках, использующих витрины для демонстрации товаров:
- Как бы ни был велик соблазн повернуть упаковки боком к покупателю, это неправильное решение. Если зашедший в аптеку человек интересуется определенным товаром, он, не найдя ассортимента на витрине, может принять решение поискать и купить в другой аптеке, не уточнив его наличие у работников.
- Товары интимного назначения (презервативы и т.п.) стоит размещать так, чтобы покупатель мог выбрать, не прибегая к помощи провизора. Несмотря на довольно раскрепощенное в этой сфере общество, часто некоторые покупатели стесняются попросить консультацию на эту тему.
- Продажа разнообразных парафармацевтических препаратов нередко составляет большую часть от выручки всей аптеки. Несмотря на это, не стоит отдавать им лидирующее место в вкладке. Это может создать в глазах покупателей неправильный имидж. Не рекомендуется увлекаться и размещением на витринах исключительно дорогостоящих товаров. Прямой взаимосвязи между стоимостью товара и уровнем его продаж пока не выявлено.
- Выбирая, какие препараты лучше выложить на витрину, обязательно стоит обратить внимание на контингент покупателей. Если аптека находится в деловом районе, можно сделать акцент выкладки на препараты для снятия стресса и тонизирующие средства. Расположенным в жилых районах организациям можно сконцентрироваться на повседневных лекарствах, средствах для детей и пожилых людей. Еще один вариант — оформление сезонных выкладок.
- Аптекам прилавочного типа можно и нужно использовать пространство в центре торгового зала. При этом стенды и небольшие вертикальные витрины нужно разместить так, чтобы они не мешали осмотру полок и нахождению возле фармацевта. Разместить там можно парафармацевтические и акционные товары.
В условиях постоянной конкуренции грамотное оформление и использование торгового зала может сыграть не последнюю роль в увеличении продаж.



