Аудит мерчандайзинга: когда нужен супервайзер

3 года назад

В штате  CLEVER marketing грамотные специалисты, опыт которых сработает на увеличение вашей прибыли. Мы выполним аудит мерчандайзинга и поможем максимально эффективно организовать качество выкладки.

Мерчандайзинг –  область трейд-маркетинга, которая в последнее десятилетие стала очень активно использоваться и развиваться в России. Сегодня производители или имеют своих работников этой сферы, или обращаются за помощью к хорошо зарекомендовавшим себя BTL агентствам. Многие фирмы, выставляющиеся в одних и тех же магазинах, даже конкурируют между собой, соревнуясь в оригинальности выкладки и привлекательности ее для потенциального клиента. Безусловно, из-за такой важности работы и широкого распространения подобной деятельности нужно осуществлять аудит и контроль мерчандайзинга продукции, регулярно проверять, как хорошо выполняются поставленные задачи.

Эффективен ли супервайзер?

Этот специалист призван заниматься исследованием и контролировать работу мерчандайзера. Обычно он посещает торговые точки, где работают подконтрольные ему сотрудники, и проверяет качество их деятельности. Но относительно эффективности подобного аудита мерчандайзеров есть много сомнений.

В большинстве случаев супервайзер по мерчандайзингу следит только за посещаемостью магазинов работниками и за отчетностью, которую те обязаны вести. Безусловно, эти показатели важные, базовые. Но не происходит контроля над тем, насколько правильно сделана работа и соблюдены ли принципы раскладки, которые приняты в конкретной фирме. А за этим тоже должен следить мерчандайзер аудитор.

В некоторых случаях супервайзер по мерчандайзингу пытается это делать, но вполне может понимать концепцию немного по-своему. Это делает его субъективным и неспособным оценить положительные и отрицательные моменты в работе подчиненных.

Чтобы исправить ситуацию, можно составить специализированную анкету, пункты которой помогут посчитать эффективность мерчандайзинга товаров — провести оценку работы отдельного мерчандайзера, всего отдела, сотрудников, обслуживающих конкретный магазин и сеть в целом, и т.п. Необязательно это отображать на бумаге, достаточно планшета и специальной программы — и вот вам автоматизация мерчандайзинга.

Существуют и другие сложности. Если одному супервайзеру мерчандайзеров подконтрольно много точек, для него будет просто невозможно быстро обойти их все. А значит, данные о работе группы просто физически не смогут хорошо отражать реальную картину.

Кроме того, оценка мерчандайзинга товаров может быть необъективна из-за личных отношений. Довольно частая картина – непосредственный начальник, выполняющий мерчандайзинговый аудит, выгораживает кого-то из подчиненных, закрывает глаза на ошибки, привирает в отчетах.

Учитывая все эти минусы, стоит понимать, что супервайзер не должен быть единственным методом анализа эффективности отдела мерчандайзинга.

Почему выгодно обращаться к агентствам?

Многими BTL-агентствами, в частности, CLEVER marketing, может осуществляться проверка мерчандайзеров независимыми и опытными аудиторами, которые помогут составить объективную картину положения дел.

Помимо непосредственной проверки, наши специалисты могут выяснить:

  • Сколько товаров фирмы-клиента и ее главных конкурентов дистрибутируется.
  • Какой процент среди других конкурентных продуктов занимает исследуемый товар на полке.
  • Среднестатистическая ширина ассортимента товаров в нужных магазинах и торговых сетях.
  • Среднестатистическое число фейсингов
  • Выполнение планограмм
  • Насколько активно работают фирмы-конкуренты в направлении мерчандайзинга и рекламных мероприятий.

Постановка правильных задач для мерчандайзеров

Главная причина неэффективности работы такого персонала – неправильное определение целей, которые он должен выполнять. Очень часто правила содержат в себе только необходимое количество посещений точек сбыта и поддержание установленного количества товаров на полках. Компании часто объясняют это тем, что другие факторы не так просто проверить.

На самом деле корень проблемы может быть вот в чем:

  1. В указаниях к труду мерчандайзеров просто не прописано, какие приоритетные задачи эффективного расположения товаров должны ими выполняться. И от выполнения этих задач совершенно никак не зависит зарплата сотрудников. Это снижает их трудовую отдачу и не позволяет проверяющим оценить работу в соответствии с показателями, имеющими ключевую важность.
  2. Доход работников — стабильное число, которое вообще ни от каких показателей работы не зависит. Это не стимулирует мерчандайзеров выкладывать товар красиво и правильно, чтобы увеличивать продажи. Они в этом просто не заинтересованы и выполняют только необходимый минимум своих обязанностей. А никакая компания не захочет вместо человека, который должен мотивировать посетителя магазина к покупке, получить обыкновенного грузчика.

Вывод достаточно прост – чтобы мерчандайзеры работали хорошо и эффективно, на первом этапе нужно, конкретно определить цели и принципы их деятельности, а во-вторых, материально стимулировать следовать этим целям.

Как часто проверять?

Если в фирме есть свой супервайзер над мерчандайзерами, то он проверяет подконтрольные ему отделы торговых точек один или два раза в неделю, разговаривает с самими подчиненными и другими работниками магазина, фиксирует текущую выкладку в зале.

Аудит независимыми компаниями и агентствами можно проводить примерно каждые три месяца. Он может быть как запланированным, так и неожиданным для сотрудников, чтобы мотивировать последних не уклоняться от работы. Охват помещений должен быть такой, чтобы хотя бы четверть магазинов каждого мерчандайзера была проверена. Причем желательно те из них, где он работал непосредственно перед началом контрольных мероприятий.

На что обращается особое внимание во время аудитов?

Мерчандайзинговый аудит работы некоторых групп сотрудников должен проводиться с особой тщательностью.

Речь идет о:

  • работниках на ключевых точках с максимальными плановыми продажами;
  • сотрудниках, в отчетах которых постоянно фигурируют какие-то неполадки по вине обстоятельств, от них не зависящих (конкуренты, остальной персонал торгового заведения и пр.);
  • студентах и других лицах, совмещающих эту работу с какой-то другой или с учебой.

Когда разработанная система слежения за качеством работы мерчандайзеров еще только внедряется, разумно опробовать ее на специально выделенной пилотной точке. Так можно протестировать, насколько эффективно новый подход будет работать в реальных условиях. Только после этого можно вводить схему для всех работников и всех точек, которые охватывает конкретная организация.

Очень важно следить за тем, чтобы никакие субъективные мнения или личные взаимоотношения не сказывались на результатах контроля, иначе он просто не имеет смысла. Аудиторы должны быть независимы, объективны и никак не заинтересованы в тех или иных результатах своей работы. Желательно проводить аудит и по общим показателям, и по эффективности каждого отдельно взятого сотрудника.

Как провести оценку эффективности?

Ее можно посчитать, исходя из следующих показателей за какой-то период времени:

  • Насколько количество посещенных работником дней и точек соответствуем нормам, установленным работодателем.
  • Как много новых точек из запланированных сумел обработать сотрудник.
  • Насколько качество выкладки товаров от мерчандайзера соответствует принципам и стандартам компании.
  • Как эффективно он применяет оборудование компании

Если требуется провести аудит целого отдела, то нужно учитывать:

  • График количества продаж.
  • График изменения количества торговых заведений, охваченных группой.
  • Рост дистрибьютируемой продукции в количественном выражении.

Здесь важно учитывать, что подобный метод расчета может применяться только как дополнительный, помогающий понять общую картину ситуации – ведь описанные чуть выше факторы далеко не полностью зависят от работы мерчандайзеров. Одна и та же тактика в одном магазине может быть очень успешна и обеспечивать огромные продажи, а в другом – не оказывать вообще никакого стимулирующего действия на посетителей. Существенное влияние на это оказывают другие факторы, которые работникам не изменить, как бы сильно они ни старались. Они уже относятся именно к специфике отдельных точек – удобству их расположения, среднему уровню цен, классам потенциальных покупателей и прочим обстоятельствам.

Чтобы контроль мерчендайзинга был максимально эффективен, и в будущем не приходилось решать проблемы с реорганизацией его системы, разумное решение – обратиться в компанию, которая поможет разработать и внедрить оптимальную аудиторскую систему. Мы обладаем достаточными возможностями и штатом квалифицированных экспертов, чтобы и придумать, и воплотить в жизнь систему контроля любой сложности.

Когда нужен аутсорсинг мерчандайзеров?
Когда нужен аутсорсинг мерчандайзеров?
Аутсорсинг мерчандайзеров имеет свои плюсы и минусы. Для грамотного аутсорсинга мерчандайзеров лучше обратиться в проверенное маркетинговое агентство. Сотрудники агентства "CLEVER marketing" имеют большой опыт в подборе мерчандайзеров для разных рекламных целей.
14.07.2021
Промо-команда: кто есть кто?
Промо-команда: кто есть кто?
Успех промо-акции напрямую зависит от командной работы. Задачи по организации и проведению акции распределяются между менеджерами, координаторами, супервайзерами и промоутерами.
15.07.2021

    Связаться с нами

    Реализованные нами проекты

    География работ

    GEOGRAPHY
    Северо-Кавказский федеральный округ
    7 городов

    Нужна консультация?

      Спасибо!
      Ваша заявка принята, менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

        Задайте вопрос
        Пожалуйста введите некоторые данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

          Обратный звонок
          Пожалуйста введите ваш телефон и мы свяжемся с вами в ближайшее время
          Спасибо!
          Ваша заявка принята, менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.