Что такое UTM-метки и как создавать?

3 года назад

UTM-метки – полезный инструмент в веб-аналитике. Они помогают отслеживать, сколько пользователей перешли по ссылке, указанной в рекламном объявлении, на сайт. Это удобно: вы всегда знаете, откуда трафик, и можете его анализировать.

В статье пойдет речь о том, что это такое UTM-метки, сколько их бывает, почему они так нужны сайтам и как работают. Вы узнаете о полезных сервисах-генераторах, которые помогают избежать ошибок при создании этих элементов, и поймете, как делать их короткими и аккуратными. В конце расскажем, где и как проводить анализ, а также обозначим частые ошибки при работе с данными инструментами.

Что такое UTM-метки и для чего они нужны

Эти специальные элементы (постоянные либо изменяющиеся), которые передают счетчику информацию о том, с какого объявления люди перешли на продвигаемую страницу. Их можно увидеть в адресной строке после перехода на сайт.

Что такое UTM

В основе термина аббревиатура, которая появилась от названия модуля. Он в свою очередь создавался, чтобы отслеживать ссылочные перемещения сервиса Urchin. В начале 2000-х годов сервис купила корпорация Google, значительно переработала его и разработала всем известную систему для анализа эффективности сайта Гугл Analytics.

То, что инструмент удобный, поняли быстро, и начали использовать его на других платформах, и прежде всего – в Яндекс. Метрике.

Работает это так: в URL добавляют специальную метку. Ссылку с этой меткой добавляют в рекламный текст. Например, вы зашли на сайт и читаете статью. В статье идет речь о каком-либо товаре соответствующей тематики и дана ссылка на интернет-магазин, в котором его можно купить. В ссылку добавлена UTM-метка. Вы переходите по ней, а маркетологи и веб-аналитики увидят этот переход и засчитают его в статистику.

В целом эти элементы нужны для получения полной информации о входящем трафике и помогают анализировать эффективность каждого рекламного канала. Так вы сможете увидеть ежедневное количество переходов, сопоставить данные всех рекламных объявлений и вовремя подкорректировать или отключить неэффективное объявление.

Как выглядят UTM-метки

URL с этим элементом содержит две части. Первая – это название страницы. Это простая короткая и понятная запись, в таком виде ее смогут прочитать даже те, кто далек от веб-аналитики. Однако UTM для учета переходов в ней нет. Метку размещают во второй части ссылки после знака вопроса «?».

Непосвященным пользователям адрес с меткой покажется слишком длинным и непонятным, на деле же в него просто вшит элемент, который помогает отследить переходы.

Из чего состоят UTM-метки

Эти элементы относятся к GET-параметрам, то есть к элементам, которые можно передать в ссылке. Определить, есть ли в URL такие GET-параметры и где они находятся, не сложно. Достаточно найти вопросительный знак – все, что расположено после него, относится к GET-параметрам.

В одном URL для перехода может содержаться несколько GET-параметров. Основные моменты в записи GET-параметров:

  1. В инструменте две части: ключи и его значение. Найти эти элементы получится по знаку «=» между ними.
  2. Между собой эти элементы разделяются с помощью знака «&».

Сколько UTM-меток существует

Для разметки есть пять параметров. Три элемента из пяти можно назвать основными, без них ссылка не будет корректно работать:

  1. utm_source – помогает понять, с какого ресурса приходят посетители. Допустим, когда вы разместили рекламу на определенном сайте или в соцсети.
  2. utm_medium – показывает отдельные особенности трафика. Так, если реклама размещена на баннере – указывается «banner», если человек получил письмо с рекламой – «email».
  3. utm_campaign – демонстрирует, к какому объявлению относится разметочная ссылка. Иногда в этом элементе используют изменяющиеся значения, чтобы индикатор рекламы подставлялся автоматически.

Оставшиеся два параметра добавляются опционально и нужны не столько для правильной работы ссылки, сколько для более точной аналитики и формирования полного отчета по рекламной кампании:

  1. utm_term – изменяющейся определитель ключевого слова. Обозначается так: {keyword}.
  2. utm_content – помогает различить несколько одинаковых объявлений, размещенных, например, на разных площадках.

Составляйте UTM-метки без ошибок: используйте генераторы

Создать метку так, чтобы она работала правильно, человеку без опыта сложно, да и времени этот процесс занимает немало. Поэтому оптимальный вариант – использовать специальные сервисы по составлению UTM-меток. Их называют генераторами. Сервисы разные, мы рассмотрим самые удобные:

  1. Yarishenko.tools – сгенерирует ссылку и учтет источник (социальная сеть, поисковая платформа), тип трафика (подписка, баннер), укажет название компании (например, Google поиск).
  2. Utmurl.ru – работает с Яндекс. Директ и Google Ads. Сервис простой и понятный, но не проводит транслитерацию и не сокращает громоздкие ссылки.
  3. PPC-help.ru – похож на первый сервис, но, помимо прочего, дает возможность добавлять отдельные пользовательские параметры.

Нужно ли сокращать ссылки с UTM-метками

URL с GET-параметрами выглядит длинным и некрасивым. Пользователь не сможет его воспроизвести по памяти (если нет возможности скопировать адрес) и, вероятно, не заострит на нем внимание. Часто такие неопрятные записи кажутся пользователям подозрительными, даже вирусными, а значит, переходов по ним будет меньше.

Однозначно, адреса страниц с UTM-метками можно и нужно сокращать. К тому же сделать это с помощью нескольких сервисов. Это автоматизированные платформы, своеобразные компоновщики, которые помогают не просто сократить ссылки, но привязывать их к домену.

Среди самых популярных отметим:

  1. to.click
  2. u.to
  3. Bitly
  4. Tilda.cc.

Главное преимущество этих площадок – подробная статистика. Так, сервис to.click позволяет отследить, количество ежедневных переходов, страны, устройство (телефон или компьютер) и др.

Где можно посмотреть статистику по UTM-меткам

Изучать статистику стоит на двух платформах: Яндекс. Метрика и Google Аналитика.

Яндекс. Метрика

Проанализировать рекламный запуск по меткам можно во вкладке «Стандартный отчет». Выбираете раздел «Источники», а затем пункт «Метки UTM». Вы сможете увидеть статистику по разным параметрам.

Google Аналитика

Статистика доступна во вкладке «Источник трафика», далее – «Весь трафик». Так вы сможете посмотреть подробный отчет по разметочным ссылкам.

Какие проблемы могут возникнуть при работе с UTM-метками и как их решить

Работать с этим инструментом, особенно вначале, сложно. Чуть ошибешься – и ссылка неактивная. Ниже – ТОП распространенных причин, по которым могут возникать ошибки:

  1. Неверный синтаксис. С этой ошибкой можно не столкнуться, если использовать генераторы.
  2. Использование статики (постоянных тегов) и игнорирование динамических (изменяющихся) параметров. Постоянные параметры не дают полную статистику, к тому же с ними многое приходится делать вручную. Например, вы хотите выяснить, какое из трех объявлений самое эффективное. Чтобы получить полный отчет, достаточно один раз поставить динамическую метку. Если этого не сделать, придется вписывать в utm_content ID каждого рекламного объявления вручную.
  3. Дубли. Поисковики индексируют все URL сайта. Из-за этого случаются дубли, и метки работают некорректно. Чтобы этого не произошло, рекомендуется использовать тег rel=»canonical». Он сообщает поисковым системам, какую страницу считает считать основной, а какую – дополнительной, и дубли учитываться при индексации не будут.

Заключение

Размеченные ссылки помогают маркетологам, веб-аналитикам и владельцам сайта анализировать эффективность рекламы и вовремя вносить изменения в стратегию продвижения, если что-то идет не так. UTM-метки помогают увидеть и изучить трафик, приходящий со сторонних площадок, социальных сетей.

Их можно прописать самостоятельно, но это долго, трудоемко и чревато ошибками. Оптимальный вариант – использовать специальные генераторы. Кроме того, URL с метками – длинные и неопрятные, но их можно сократить. Сделать это можно также при помощи онлайн-сервисов.

Таким образом, этот инструмент – обязательный инструмент для грамотного продвижения. Благодаря ему можно рационально распределить рекламный бюджет и не слить его на нерентабельные маркетинговые каналы.

Реклама на тематических сайтах: какой эффект?
Реклама на тематических сайтах: какой эффект?
Реклама на тематических сайтах поможет компании сразу же выйти на нужную аудиторию. Однако стоит помнить, что такая реклама имеет как плюсы, так и минусы.
15.07.2021
Нужно ли останавливать рекламные кампании на время праздников
Нужно ли останавливать рекламные кампании на время праздников
Стоит ли останавливать контекстную и таргетированную рекламу на время праздников? Определенно нет, ведь именно в праздники количество людей в соцсетях резко возрастает. Основную работу по ведению рекламных кампаний вы можете автоматизировать, но не забывайте периодически проверять эффективность рекламы и вносить корректировки.
31.01.2020
Что такое СРС в таргетинге и контексте
Что такое СРС в таргетинге и контексте
CPC - рекламная метрика, означающая стоимость одного клика. Это важный показатель, который нужно учитывать при анализе эффективности рекламных кампаний в интернете. В статье расскажем о роли CPC при запуске таргетированных и контекстных объявлений.
13.08.2021

    Связаться с нами

    Реализованные нами проекты

    География работ

    GEOGRAPHY
    Северо-Кавказский федеральный округ
    7 городов

    Нужна консультация?

      Спасибо!
      Ваша заявка принята, менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.

        Задайте вопрос
        Пожалуйста введите некоторые данные и наш менеджер свяжется с вами в ближайшее время

          Обратный звонок
          Пожалуйста введите ваш телефон и мы свяжемся с вами в ближайшее время
          Спасибо!
          Ваша заявка принята, менеджер свяжется с Вами в ближайшее время.