Целевая аудитория: как найти своего потребителя
Содержание статьи
Определение целевой аудитории продукта, услуги, проекта – один из приоритетных этапов на пути к формированию эффективной маркетинговой стратегии. Если ещё несколько лет назад подавляющее большинство компаний на российском рынке действовали с завязанными глазами, то есть имели косвенное представление о своих потребителях. Зачастую действовали наобум, делая ставку на интуицию. Сегодня ситуация поменялась кардинально.
ЦА: что это?
Целевая аудитория – группа людей, объединенных по общим характеристикам (признакам). В качестве параметров объединения могут выступать любые признаки. Самые распространенные: пол, возраст, географическое положение, профессия, образование, финансовые возможности, уровень дохода, интересы.
В сфере маркетинга сегодня есть более продвинутое понятие – аватар клиента. При таком подходе определяются характерные особенности конкретной личности, а не целой группы. Стоит иметь в виду, что индивидуальный подход требует больших временных и финансовых затрат, в том числе для последующего формирования маркетинговой стратегии. Но он набирает популярность, как и личностный рекламный посыл в целом.
Как определить?
Процесс достаточно трудоемкий. Для полноценного определения целевой аудитории требуется проведение ряда мероприятий. Можно ли сделать это самостоятельно? Да. Но за точными результатами – обратитесь к профессионалам.
Если пока такой возможности нет, обратите внимание на доступные для каждого приемы. Какие процедуры по определению ЦА можно выполнить самостоятельно:
1. Составление портрета потребителя
Для этого необходимо описать группу людей, на которую рассчитан ваш продукт. Как можно точнее ответить на вопросы: кто покупает продукт, почему он в нем заинтересован. Такой подход имеет место, но он дает слишком поверхностные знания о потребителе.
2. Проведение исследования
Маркетинговые исследования или социальные опросы – один из основных приемов более глубокого изучения целевой аудитории. Да, для полноценного исследования требуется помощь специалистов, но сегодня Интернет открывает доступ к большому потоку информации. В том числе можно провести опрос на странице в социальной сети или на сайте.
3. Изучение конкурентов
Существуют специальные бесплатные приложения и программы, которые дают возможность изучить целевую аудиторию основных конкурентов. Как правило, они работают через социальные сети. Такие сервисы доступны и полезны.
Стоит взять на вооружение работу с ними даже в том случае, если задача по определению целевой аудитории была поручена сторонней компании. Очень важно следить за изменениями, так как интерес потребителей может меняться в зависимости от внешних факторов и обстоятельств.
Определение целевой аудитории для продвижения товаров и услуг является значимым моментом. Уделять этому вопросу следует большое внимание, чтобы построить грамотную стратегию продвижения.


