Как организовать мерчандайзинг в розничной торговле

Мерчандайзинг в розничной торговле — одно из направлений искусства привлечения внимания покупателя и увеличения объема продаж, а значит и прибыли. Если у вас свой бизнес, и вы еще не знаете, как правильно преподнести свой товар на прилавке или витрине, то услуги профессионала вам необходимы. Ведь правильная организация пространства и выкладка товара по зонам имеют решающее значение в принятии решения покупателем. Маркетинговое агентство «Клевер» предоставляет услуги квалифицированных специалистов мерчандайзинга в розничной торговле и на предприятиях.

Мерчандайзинг в розничной торговле

Почему мерчандайзинг и его использование в розничной торговле стал так популярен на сегодняшний день? Ведь раньше, когда человек шел за газетой в киоск, он знал, зачем он идет и покупал именно ее. То же самое было с продуктами и другими товарами. В настоящее время дело обстоит совершенно иначе. Огромная конкуренция и разнообразный ассортимент аналогичных товаров предоставляют покупателю большой выбор, определиться с которым бывает очень сложно.

Цели и виды мерчандайзинга

Эффективность мерчандайзинга на предприятиях розничной торговли, в торговой сети или обычном магазине складывается из различных факторов:

  • постоянное наличие товара;
  • ассортимент;
  • размеры изделий (если речь идет об одежде);
  • сроки годности (если вы реализуете пищевую продукцию);
  • оборудование для хранения;
  • наличие склада;
  • порядок выкладки товара;
  • рекламные акции;
  • общая обстановка и атмосфера в магазине;
  • техническое устройство (уровень влажности, освещенности помещения, температура воздуха, музыкальное сопровождение).

Все эти аспекты играют важную роль.

Существует несколько видов мерчандайзинга в розничной торговле, рассмотрим подробнее каждый из них.

Перекрестный мерчандайзинг

В основе идеи лежит взаимодополнение продукции. То есть товар, который подходит для конкретной сферы применения, размещается в отдельных зонах торгового зала. В данном случае примером могут служить мебельные магазины.

Магазин мебели

Грамотная организация мерчандайзинга подразумевает распределение товаров по тематикам: кухни, спальни, мягкая мебель, гостиная, коридор и так далее. В отделе кухонь человек сможет найти все сопутствующие товары. Начиная от кухонной мебели, заканчивая смесителями, посудой и прихватками.

Применение перекрестного типа подходит для любой розничной сети, не зависимо от того, чем торгует предприятие. Если у вас продуктовая лавка, то распределить товар по категориям не составит труда. В любой торговой сети вы можете видеть отделы с бакалеей, мясной продукцией, молочкой и так далее. Заметьте, что в рыбном отделе вы сможете приобрести не только любой вид морепродуктов, но и специи для приготовления. Это же относится и к другим отделам магазина.

Если у вас бутик или супермаркет, в котором реализуется бытовая химия, одежда или обувь, принцип перекрестного мерчандайзинга в торговых сетях остается таким же.

Визуальный

В данном случае специалисты делают упор на организацию подходящей атмосферы и обустройстве помещения для максимального комфорта покупателей при выборе товара. Главными инструментами в устройстве зоны демонстрации товара являются звуковое сопровождение, освещение и, конечно же, запахи.

Музыка играет важную роль в жизни человека, с помощью нее можно менять настроение и даже физическое состояние. Чем энергичнее ритм музыки, тем активнее ведет себя человек. Сердцебиение ускоряется и повышается адреналин, вот почему в магазинах с рок атрибутикой или в мотосалонах всегда играет тяжелая ритмичная музыка, это будоражит покупателя и толкает на покупку провокационных вещей. Вряд ли только что проснувшийся человек, слушающий Вивальди или Моцарта, станет покупать байкерскую атрибутику, хотя случается и такое.

Что касается освещения и запахов, то ярким примером могут служить предновогодние или рождественские дни, когда все люди идут в магазин за подарками. Правильно расположенные гирлянды, светящиеся фигуры оленей, приглушенный свет и запах хвои создает атмосферу праздника. А если добавить к этому еще аромат имбирных пряников и кофе, то успех в продажах неизбежен.

Новогоднее оформление

Визуальный мерчендайзинг играет главную роль в презентации пищевой продукции. Главное — правильно распределить продукты. Если вы проводите дегустацию хлебобулочных изделий, то желательно организовать мероприятие вдали от рыбного отдела, так как запах морепродуктов очень резкий и способен перебить ароматы ванили.

Презентация продукта должна быть хорошо освещена, сопровождаться музыкой для привлечения внимания. Также можно воспользоваться специальными ароматизаторами, которые имитирую запах свежей выпечки, повышают аппетит, тем самым привлекая людей из самых отдаленных отделов супермаркета.

Технический

Немаловажную роль играет и оборудование — стойки, витрины, ростовые куклы, манекены, подсветка, лампы, кассовая зона. Если в помещении торговой сети тесно, неправильно расставлены витрины или стеллажи, людям не понравится долго находиться в магазине. А увидев очередь на кассе или в примерочную, многие даже не станут посещать ваш отдел или супермаркет.

Всегда должен быть специалист, который следит за тем, чтоб ни одна лампочка на витрине не перегорела, так как покупатель автоматически на подсознательном уровне решит, что если товар не освещен, значит его нет в продаже. Полки с товаром должны хорошо просматриваться. Если вы реализуете драгоценности, то застекленные витрины должны быть визуально доступны для покупателя, чтобы он смог рассмотреть мельчайшие детали украшений.

В ювелирном магазине

В обувном магазине стенды должны быть организованны таким образом, чтобы люди смогли в любой момент подойти и взять понравившуюся модель для ближайшего рассмотрения, не зависимо от того, как много покупателей в отделе. Поэтому товар должен быть расположен на достаточном расстоянии друг от друга.

Каким образом расположить товар на витрине, чтоб привлечь максимум внимания?

Существует несколько способов выкладки продукции:

  • Горизонтальный способ применяется для презентации аналогичного товара, который можно распределить по брендам или видам продуктов. Примером служит распределение приправ и соусов в розничных сетях. Все специи располагают на одной или двух полках в ряд. Большое количество горизонтальных полок организовывать не рекомендуется, так как товары с верхних и нижних полок не будут привлекать внимания. Наилучшим вариантом будет расположить два горизонтальных стеллажа на уровне глаз покупателя.
  • Вертикальный способ подходит для обувных магазинов, где самые маленькие размеры располагаются вверху, а большие внизу. Вертикальная раскладка хорошо воспринимается визуально и подходит для покупателя с любым ростом.
  • Дисплейный способ подразумевает дополнительное оснащение в виде презентационного стенда, на котором товар расположен в самом лучшем ракурсе, освещен со всех сторон и доступен для детального изучения каждым интересующимся.

Помимо способов выкладки в торговых сетях нужно уделить внимание расположению и оформлению ценников, информационных стендов и плакатов. Бывает, что люди заходят в супермаркет, чтобы поглазеть, и еще не знают, что они хотят приобрести. Но такой категории людей гораздо меньше, чем аудитории, которая посетила ваше заведение с конкретной целью — найти то, что нужно. Поэтому плакаты с обозначениями отделов должны обязательно присутствовать и располагаться под потолком, чтобы покупатель смог увидеть, куда ему идти, из любой точки магазина.

В продуктовом магазине

При организации бизнеса не следует забывать об акциях и распродажах. Оповещайте об этом покупателей на входе в магазин. Для этого можно использовать громкоговорители или аудиозапись. Люди любят скидки, поэтому желтые ценники играют немаловажную роль в увеличении продаж. Грамотный мерчандайзинг подразумевает создание ложной ценности продукта. Например, призыв к покупке следующего рода: «Только сегодня вы сможете приобрести товар со скидкой 50%». Человеку возможно не нужен сегодня этот продукт, но так как вы создали ложную ценность и доступность, то почему бы и не совершить выгодную покупку?

Маркетинговое агентство «Клевер» имеет богатый опыт в продвижении товаров и услуг. У нас сотни довольных клиентов в крупнейших городах страны. Нужно срочно увеличить продажи в магазине? Закажите мерчандайзинг торгового зала в «Клевере»!

ГЕОГРАФИЯ

Рассчитать смету на проект

ЗАПОЛНИ АНКЕТУ и получи работу, которую давно искал!