Нужен контроль за работой мерчендайзеров? Обращайтесь в агентство CLEVER marketing!

Маркетинговое агентство CLEVER marketing почти 10 лет на рынке. В нашем штате грамотные специалисты, опыт которых сработает на увеличение вашей прибыли. Мы выполним аудит деятельности мерчендайзеров и поможем максимально эффективно организовать их работу. Мерчендайзинг – та область трейд-маркетинга, которая в последнее десятилетие стала очень активно использоваться и развиваться в России. Сегодня производители или имеют своих работников этой сферы, или обращаются за помощью к хорошо зарекомендовавшим себя BTL-агентствам. Многие фирмы, выставляющиеся в одних и тех же магазинах, даже конкурируют между собой, соревнуясь в оригинальности выкладки и привлекательности ее для потенциального клиента. Безусловно, из-за такой важности работы и широкого распространения подобной деятельности нужно осуществлять контроль мерчендайзеров, управление тем, как хорошо они выполняют поставленные задачи.

Контроль мерчендайзеров

Эффективен ли супервайзер?

Этот специалист призван заниматься исследованием и контролировать работу мерчендайзера. Обычно он ездит по торговым точкам, где работают подконтрольные ему сотрудники, и проверяет качество их деятельности. Но относительно эффективности подобного аудита мерчендайзеров есть много сомнений.

В большинстве случаев супервайзер по мерчандайзингу следит только за посещаемостью магазинов работниками и за отчетностью, которую те обязаны вести. Безусловно, эти показатели важные, базовые. Но не происходит контроля над тем, насколько правильно сделана работа и соблюдены ли принципы раскладки, которые приняты в конкретной фирме. А за этим тоже должен следить мерчендайзер-аудитор.

В некоторых случаях супервайзер по мерчендайзингу пытается это делать, но вполне может понимать концепцию немного по-своему. Это делает его субъективным и неспособным оценить положительные и отрицательные моменты в работе подчиненных.

Чтобы исправить ситуацию, можно составить специализированную анкету, пункты которой помогут посчитать эффективность мерчандайзинга — провести оценку работы отдельного мерчендайзера, всего отдела, сотрудников, обслуживающих конкретный магазин и сеть в целом, и т.п. Необязательно это отображать на бумаге, достаточно планшета и специальной программы — и вот вам автоматизация мерчандайзинга.

Существуют и другие сложности. Если одному супервайзеру мерчендайзеров подконтрольно много точек, для него будет просто невозможно быстро обойти их все. А значит, данные о работе группы просто физически не смогут хорошо отражать реальную картину.

Кроме того, оценка мерчандайзинга может быть необъективна из-за личных отношений. Довольно частая картина – непосредственный начальник, выполняющий мерчендайзинговый аудит, выгораживает кого-то из подчиненных, закрывает глаза на ошибки, привирает в отчетах.

Учитывая все эти минусы, стоит понимать, что супервайзер не должен быть единственным методом анализа эффективности отдела мерчендайзинга.

Почему выгодно обращаться к агентствам?

Многими BTL-агентствами, в частности, CLEVER marketing, может осуществляться проверка мерчендайзеров независимыми и опытными аудиторами, которые помогут составить объективную картину положения дел.

Помимо непосредственной проверки, наши специалисты могут выяснить:

  • Сколько товаров фирмы-клиента и ее главных конкурентов дистрибутируется.
  • Какой процент среди других конкурентных продуктов занимает исследуемый товар на полке.
  • Среднестатистическая ширина ассортимента в нужных магазинах и торговых сетях.
  • Среднестатистическое число фейсингов.
  • Насколько активно работают фирмы-конкуренты в направлении мерчендайзинга и рекламных мероприятий.

Постановка правильных задач для мерчендайзеров

Главная причина неэффективности работы такого персонала – неправильное определение целей, которые он должен выполнять. Очень часто правила содержат в себе только необходимое количество посещений точек сбыта и поддержание установленного количества товаров на полках. Компании часто объясняют это тем, что другие факторы не так просто проверить.

Мерчендайзер

На самом деле корень проблемы может быть вот в чем:

  1. В указаниях к труду мерчендайзеров просто не прописано, какие приоритетные задачи эффективного расположения товаров должны ими выполняться. И от выполнения этих задач совершенно никак не зависит зарплата сотрудников. Это снижает их трудовую отдачу и не позволяет проверяющим оценить работу в соответствии с показателями, имеющими ключевую важность.
  2. Доход работников — стабильное число, которое вообще ни от каких показателей работы не зависит. Это не стимулирует мерчендайзеров выкладывать товар красиво и правильно, чтобы увеличивать продажи. Они в этом просто не заинтересованы и выполняют только необходимый минимум своих обязанностей. А никакая компания не захочет вместо человека, который должен мотивировать посетителя магазина к покупке, получить обыкновенного грузчика.

Вывод достаточно прост – чтобы мерчендайзеры работали хорошо и эффективно, нужно, во-первых, конкретно определить цели и принципы их деятельности, а во-вторых, материально стимулировать следовать этим целям.

Как часто проверять?

Если в фирме есть свой супервайзер над мерчендайзерами, то он навещает подконтрольные ему отделы торговых точек один или два раза в неделю, разговаривает с самими подчиненными и другими работниками магазина, фиксирует текущую выкладку в зале.

Аудит независимыми компаниями и агентствами можно проводить примерно каждые три месяца. Он может быть как запланированным, так и неожиданным для сотрудников, чтобы мотивировать последних не уклоняться от работы. Охват помещений должен быть такой, чтобы хотя бы четверть площадок каждого мерчендайзера была проверена. Причем желательно те из них, где он работал непосредственно перед началом контрольных мероприятий.

На что обращается особое внимание во время аудитов?

Мерчендайзинговый аудит работы некоторых групп сотрудников должен проводиться с особой тщательностью.

Речь идет о:

  • работниках на ключевых точках с максимальными плановыми продажами;
  • сотрудниках, в отчетах которых постоянно фигурируют какие-то неполадки по вине обстоятельств, от них не зависящих (конкуренты, остальной персонал торгового заведения и пр.);
  • студентах и других лицах, совмещающих эту работу с какой-то другой или с учебой.

Когда разработанная система слежения за качеством работы мерчендайзеров еще только внедряется, разумно опробовать ее на специально выделенной пилотной точке. Так можно протестировать, насколько эффективно новый подход будет работать в реальных условиях. Только после этого можно вводить схему для всех работников и всех точек, которые охватывает конкретная организация.

Очень важно следить за тем, чтобы никакие субъективные мнения или личные взаимоотношения не сказывались на результатах контроля, иначе он просто не имеет смысла. Проверяющие должны быть независимы, объективны и никак не заинтересованы в тех или иных результатах своей работы. Желательно проводить аудит и по общим показателям, и по эффективности каждого отдельно взятого сотрудника.

Подсчеты

Как провести оценку эффективности?

Ее можно посчитать, исходя из следующих показателей за какой-то период времени:

  • Насколько количество посещенных работником дней и точек соответствуем нормам, установленным работодателем.
  • Как много новых точек из запланированных сумел обработать сотрудник.
  • Насколько качество выкладки от мерчендайзера соответствует принципам и стандартам компании.
  • Как эффективно он применяет оборудование фирмы, разнообразные рекламные мероприятия и другие маркетинговые мероприятия.

Если требуется определить, как работает целый отдел, нужно учитывать:

  • График количества продаж.
  • График изменения количества торговых заведений, охваченных группой.
  • Рост дистрибьютируемой продукции в количественном выражении.

Здесь важно учитывать, что подобный метод расчета может применяться только как дополнительный, помогающий понять общую картину ситуации – ведь описанные чуть выше факторы далеко не полностью зависят от работы мерчендайзеров. Одна и та же тактика в одном магазине может быть очень успешна и обеспечивать огромные продажи, а в другом – не оказывать вообще никакого стимулирующего действия на посетителей. Существенное влияние на это оказывают другие факторы, которые работникам не изменить, как бы сильно они ни старались. Они уже относятся именно к специфике отдельных точек – удобству их расположения, среднему уровню цен, классам потенциальных покупателей и прочим обстоятельствам.

Чтобы контроль работы мерчендайзеров был максимально эффективен, и в будущем не приходилось решать проблемы с реорганизацией его системы, разумное решение – обратиться в компанию, которая поможет разработать и внедрить оптимальную аудиторскую систему. Отличный выбор такой фирмы –  маркетинговое агентство CLEVER marketing. Мы обладаем достаточными возможностями и штатом квалифицированных экспертов, чтобы и придумать, и воплотить в жизнь систему контроля любой сложности.

ГЕОГРАФИЯ

Рассчитать смету на проект

ЗАПОЛНИ АНКЕТУ и получи работу, которую давно искал!