Аудит торговых точек

аудит торговых точекВ рамках продвижения товаров и услуг особо ценится надежная и проверенная информация. Нередки ситуации, когда дефицит данных о рынке, конкурентах или о предпочтениях целевой аудитории приводит к срыву акции, проекта или целой рекламной кампании. Конечно, сегодня производителям и продавцам необходимо подстраиваться под реалии рынка и приспосабливаться к условиям внешней среды, однако, это не так сложно как может показать на первый взгляд.

Тем более обладая таким ценным ресурсом, как информация, обеспечить развитие и стабильное существование компании на рынке можно в разы эффективнее.

В таком случае возникает вопрос, каким образом можно получить качественную, проверенную информацию из надежных источников? Ответ не заставит себя ждать: с помощью маркетинговых исследований рынка, продукта или услуги запастись актуальными данными, на основе которых можно построить эффективную маркетинговую стратегию, легче простого. Но, важно заметить, что сегодня существует довольно обширный пласт маркетинговых инициатив исследовательской направленности. Если речь идет о продвижении продавцов, то есть розничных сетей, и производителей товаров повседневного спроса, то в первую очередь стоит задуматься о реализации аудита торговых точек (розничного аудита).

 

Какие перспективы открывает аудит торговых точек?

Если есть потребность в информации по всем пунктам маркетинговой активности и уровня их воздействия на целевую аудиторию, то мониторинг торговых точек позволяет достичь подобных целей.

По результатам проведения аудита торговых точек у компании появляется шанс более точечно и эффективно спланировать дальнейшие мероприятия, направленные в сторону улучшения конкурентоспособных показателей, что в условиях стремительного развития рынка является особенно актуальным. Для того, чтобы получить более полную картину и взгляд со стороны необходим аудит розничной торговли.

Итак, аудит торговых точек представляет собой маркетинговое исследование, которое направлено на изучение наличия товаров или категорий товаров в розничных сетях, а также мониторинг информации о ценах, объёмах продаж, ассортименте, запасах, рекламных материалах и другом.

Таким образом, с помощью проведения аудита торговых точек можно выявить:

  • Присутствие и ассортимент товаров в торговых сетях (изучение конкурентов);
  • Ценовую политику конкретных товаров и категорий;
  • Наличие актуальных акций, скидок, специальных предложений в торговых точках;
  • Работу промо персонала в рамках продвижения продукта;
  • Наличие рекламного и торгового оборудования;
  • Качество и количество выкладки (контроль работы мерчандайзеров);
  • Срок годности товаров на полках торговой сети и многое другое.

Существует также отдельные категории, по которым может проводиться аудит торговых точек или мониторинг (наличие конкретной продукции конкурентов в магазине и сравнение цен), но  в большинстве случаев используется комплексных подход к реализации метода.

 

Комплексный подход к аудиту торговых точек

Набор инструментов и механик для реализации маркетинговых исследований в области работы торговых сетей – это сбор и анализ информации объемного характера, который проводится по всем категориями товаров, которые представлены на полках точки. Планограмма, то есть план совершения проверки товаров определяется заранее заказчиком, таким образом, аудитор действует согласно установленному заданию.

При реализации комплексного аудита торговой точки, как правило, происходит сбор следующей информации: название производителя, наименование продукта, цена, скидка, локация товара (положение на полке), наличие дополнительных рекламных материалов. В большинстве случае мероприятие сопровождается фотоотчетом.

Существует такое понятие, как сенсус-аудит, который относится к категории качественных маркетинговых исследований. Он представляет собой перепись (регистрацию) торговых точек по определенному списку параметров, то есть сенсус – это перепись магазинов на определенной территории (квартал, район, город).  С помощью такого мероприятия можно создать полноценную базу торговых точек, которые по каким-то причинам могут представлять интерес для заказчика.

Результатом проведения сенсус-аудита является аналитическая информация по конкретным товарам и товарным группам, о самих точках продаж, которая может стать полезной для построения коммуникации с дистрибьюторами.

Аудит торговых точек может иметь разовый и постоянный характер. В первом случае мероприятие проводится единоразово, во втором реализуется с определенной периодичностью (например, два раза в месяц или один раз в квартал). Причем в обоих случаях аудит станет полезен для заказчика. При единовременном подходе, рекламодатель получает актуальную информацию о состоянии рынка на данный момент, которая может пригодиться перед запуском масштабной рекламной кампании, крупного мероприятия или выводом нового продукта на рынок.

Регулярный характер аудита торговых точек позволяет посмотреть на процесс функционирования товара или точки на рынке сквозь призму времени, посмотреть динамику развития и сделать соответствующие выводы, которые могут пригодиться при формировании маркетинговой стратегии. Таким образом, постоянный аудит представляет собой более ценный прием с точки зрения объема данных, и становится незаменимым помощником в области мониторинга для совершенствования и продвижения.

 

Результаты проведения аудита торговых точек

Конечно, перед проведением любого мероприятия маркетинговой направленности, в том числе маркетинговых исследований, важно понимать, где и когда могут пригодиться полученные результаты. Поэтому затронуть вопрос пользы аудита торговых точек для заказчика необходимо.

В рамках проведения аудиторской деятельности можно найти ответы на такие вопросы, как:

  • Каковы современные потребности рынка?
  • В какую сторону и в каком направлении происходит динамичное развитие рынка?
  • Как меняется объем продаж?
  • Сколько участников рынка претендуют на тот или иной сегмент?
  • Какие компании представляют наибольшую опасность в плане конкуренции?
  • Кто занимает такое же положение на рынке?
  • Как развивают конкуренты?
  • Как налажен процесс дистрибуции торговой марки клиента и конкурентов? В чем их отличия?

Как правило, аудит торговых точек проводится в несколько этапов. В первую очередь происходит формирование плана маркетинговой активности, с постановкой целей, задач, определением формата и необходимых показателей, которые должны быть рассмотрены в рамках реализации проекта. Далее осуществляется согласование адресной программы, то есть определение торговых точек, в которых необходимо провести исследование. Следующим этапом является согласование документации и отчетности с клиентом, иными словами, обговаривается, в каком формате должен быть сдан проект. Обучение и инструктаж аудиторов, которые будут заниматься непосредственной аудиторской деятельностью является немаловажным процессом, так как именно от уровня профессионализма работников напрямую зависит успех проекта. Сбор данных, проверка и контроль, анализ и обработка полученной информации – это последующие мероприятия, которые так же должны быть воплощены в жизнь.

Маркетинговое агентство «Клевер» к реализации всех заявленных инициатив походит строго, ответственно и внимательно, так как каждый упомянутый этап аудита торговых точек имеет важное и приоритетное значение. То есть делать ставку только на подготовку к проведению мероприятия или наоборот на анализ полученных данных в корне не правильно, так как аудит торговых точек представляет собой комплексный подход.

Тайный метод

Хочется заметить, что существуют открытые и тайные методики проведения аудитов торговых точек. С открытыми проверками все более-менее ясно, так как необходимо действовать по согласованному с торговой точкой сценарию, торговая точка и ее представители сами заинтересованы в проведении мероприятий подобной направленности. А что касается тайных проверок, то на этом вопросе стоит заострить внимание.

С помощью каких каналов можно отследить уровень обслуживания ваших клиентов? Безусловно, корпоративные мероприятия в некотором смысле идут на пользу делу, но зачастую руководитель крупной компании или торговой сети, не может стоять рядом с каждым консультантом, контролируя его работу, здесь нужен особый подход, который смог бы выявить некачественные звенья рабочей цепи.

 Конечная цель компании, которая нуждается в проведении подобных процедур – это улучшение сервиса. Mystery Shopping – это инструмент, с помощью которого можно не только повысить качество оказываемых услуг, но и привлечь новых клиентов или партнеров, ведь положительная слава разносится не менее быстрыми темпами, чем негативные отзывы. Однако современные тенденции таковы, что отечественные фирмы и предприниматели ратуют не за изменение качества обслуживания или сервиса как такового, а обращаются к специалистам за комплексным решением проблем, планированием и реализацией маркетинговой стратегии в целом, частью которой в подавляющем большинстве случаев является процедура аудита торговых точек.

Секрет популярности в тоже время основа метода «тайный покупатель» завязаны, прежде всего, на элементах качественной и профессиональной мотивации. Иными словами,  вышеупомянутый метод будет действительно работать на клиента только в том случае, если оценки, полученные в результате проверок, будут влиять на материальную и нематериальную мотивацию людей, которая может выражаться как в денежных, так и в любых других вознаграждениях.

Mystery Shopping – это революционный метод исследования целевой аудитории, клиентской базы, штатного персонала и конкурентной разведки, преимущества которого заключаются в создании привычной для участников процесса атмосферы, в условиях которой они демонстрируют реальную будничную картину. Таким образом владельцы крупных компаний, торговых сетей, систем общественного питания могут заручиться поддержкой специалистов в области продвижения, тем самым повысить не только внешние рейтинги, но и стабилизировав внутреннюю атмосферу в компании.
На сегодняшний день аудит продаж в Санкт-Петербурге является эффективной методикой для улучшения работы и более эффективного продвижения товаров и услуг на рынке. Если компания действительно заботится о результате, то должны быть приложены определенные усилия, в противном случае надеяться на положительную динамику не приходится.

Для достижения  действительно положительных результатов в области продвижения товаров и услуг необходимо не только уделять внимание  рекламной активности, но и применять дополнительные механики для улучшения имиджевых показателей. Хорошим помощником в данном случае являются маркетинговые исследования.

Проведение маркетинговых исследований в любом городе в рамках рекламной кампании  необходимо для того, чтобы предсказать и проанализировать результаты используемой стратегии, то есть с целью снижения рисков и увеличения эффективности BTL маркетинговой активности исследования общественного мнения проводятся на регулярной основе.

Однако нельзя забывать о такой нише исследовательского процесса в рамках изучения общественного мнения, как социологические опросы. На первый взгляд может показаться, что подобные исследования проводятся только ради исследований, то есть чисто в научных целях, для того чтобы узнать, как современное общество мыслит и по какому пути все движется. Но если углубится в специфику проведения маркетинговых исследований в Санкт-Петербурге, то станет понятно, что даже у простых опросов на улицах города, которые в своей основе не несут коммерческой подоплеки, есть конкретная маркетинговая цель. Секрет прост: с помощью опросов общественного мнения можно понять настроения, предпочтения, тайные желания целевой аудитории и в соответствии с этим построить выгодную и эффективную рекламную стратегию.

В целом  маркетинговые исследования являются необходимым этапом на пути формирования выгодной и эффективной рекламной стратегии, причем в этой области полезны как социологические опросы, которые не обязательно могут быть проведены самостоятельно, ведь сейчас в открытом доступе находится большое количество полезной статистической информации, так и исследования в конкретной области рынка, которые, к слову, проводятся на индивидуальном уровне.

 Маркетинговое агентство «Клевер» может помочь в вопросах продвижения, в том числе имеет опыт в области реализации аудитов торговых точек по всей России.

 

ГЕОГРАФИЯ

Рассчитать смету на проект

Please leave this field empty.

ЗАДАТЬ ВОПРОС СЕЙЧАС

Please leave this field empty.